Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

#MuseumWeek2020 с МУЗЕЕМ ИЗО РК: #ТехнологииMW

Тема сегодняшнего дня #ТехнологииMW или #TechnologyMW

В 2020 году произошло значимое событие в музейной сфере. Впервые в России на базе музея будет внедрена инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС», которая включает в себя комплекс из сенсорной комнаты, системы навигации и арт-терапевтических модулей. Появится место, где люди с особенностями развития, в случае сенсорной перегрузки, могут отдохнуть и успокоиться во время культурного досуга. Мы планировали презентовать комнату в мае, но из-за сложившейся ситуации, перенесли это событие на осень! На фото, вы видите последнюю версию визуализации пространства.

 Говоря об истории вопроса, стоит дать определение такому термину, как дизайн-программа.

Термин дизайн-программа появился в начале 70-ых годов в проектах Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). Дизайн-программа — это комплекс научно исследовательских и опытно-конструкторских разработок, получаемый с помощью метода дизайн-программирования. В результате применения дизайн программирования можно получить новую предметную систему, иначе действующую, иначе выглядящую, имеющую иной, нежели у аналогов, художественный образ. Такое определение дал Колпащиков Л.С.

Углубляясь в историю терминологии, относящуюся к 70-ым годам, мы подходим и к истокам разработок сенсорных комнат в СССР.

В 1969 году Лев Николаевич Мельников, один из создателей Российской академии космонавтики, ее первый главный ученый секретарь, кандидат искусствоведения, специалист по проектированию космических кораблей и создатель комнаты психологической разгрузки описал основные принципы методики создания сенсорной комнаты для космонавтов, решающей проблему сенсорной депривации в космическом полёте.

Ссенсорная депривация — это ограниченное или полное прекращение воздействия внешней среды на один или большее количество органов чувств. Сенсорная депривация может возникнуть у изолированного на длительное время персонала, для таких профессий как: космонавт, специалист подводной лодки, спелеолог. Находясь в длительном отрыве от привычного внешнего мира, специалисты подвержены сенсорному голоду, то есть остро переживают недостаток привычных ощущений.

Что же предложил Мельников?
1. Устройство в интерьере зоны отдыха операторских помещений специальных экранов, имитирующих окно, с проецируемых на них пейзажными изображениями с целью создания у человека-оператора иллюзии пребывания на природе («окно в природу»).
2. Подача динамического света с успокаивающим или стимулирующим воздействием для регуляции в определенных приделах психофизического состояния человека-оператора.
3. Использование цветомузыки для стабилизации психики человека-оператора в условиях сенсорной депривации; синтез динамического свето-цветового климата с музыкальным сопровождением.

Однако, не всё было реализовано. Коллектив во главе с Мельниковым предложил оборудовать космический корабль экраном, на котором будут сменять друг друга картины земных пейзажей. Созерцая их, космонавт сохранит тем самым связи с ритмикой земной жизни. Отправляясь в долгое путешествие — в безмолвный мир космоса, недра земли или в глубины океанов, человек как бы захватывает с собой родные пейзажи, и не только «вид из окна» — ритмы земной жизни. Ведь в основу программы по смене освещенности цветных изображений была положена реально существующая в природе динамика метеоастрономических характеристик.  Чтобы установить, как изменяются метеорологические и астрономические явления, Мельниковым были проанализированы данные гидрометеослужбы за многие годы и составлены годовые карты-таблицы. Эта своего рода графическая модель природных явлений дала исчерпывающую информацию о восходе и заходе солнца, продолжительности периода полной темноты, сумерек и светлого времени, о смене ясных и пасмурных дней, о выпадении дождя и снегов, о туманах и мгле. Она позволила подобрать материалы для диапозитивов в соответствии с особенностями сезона и времени суток. Потом были изготовлены цветные слайды.

О реализации этой работы на орбитальной станции «Салют» 8 апреля 1984 года «Правда» писала: «Леонид Кизим отправляется в «картинную галерею»… Основному экипажу, который два месяца находится в полете, необходимо ежедневно бывать на спортивном комплексе станции — с невесомостью шутки плохи… Ну а «картинной галереей» называют его космонавты потому, что во время тренировки они ставят перед глазами фотографию березовой рощи или репродукции с картин художников. Если одновременно включить бегущую дорожку и воображение, то можно представить, что начинается прогулка по Подмосковью».

Данный текст подготовлен Дубровской Анастасией Владимировной, беседовала Наталья Козловская.

Напомним, что инициативу по созданию дизайн-программы Музей изобразительных искусств Карелии организовал в партнерстве с АНО “Центр “Экология культуры” в рамках проекта «Инклюзивная дизайн-программа “Дружелюбная среда для детей с РАС”, который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Часть модулей будут созданы благодаря проекту CULTURE OPEN (KA3018) программы приграничного сотрудничества «Карелия».

Работы осуществляются командой дизайнеров из Санкт-Петербурга (Анастасия Дубровская, Андрей Скрицкий).


Поделиться: