Музей предлагает посетителям нашего сайта новую рубрику «В преддверии вернисажа», в которой мы будем рассказывать о произведениях, представленных на наших будущих выставках. Это будут небольшие заметки из биографий художников, интересные факты об истории создания произведений.
Начнется наше знакомство с выдающимися произведениями русских и российских художников, представленных на выставке «Портрет семьи» из собрания Государственного Русского музея, которая пройдет в залах нашего музея с 24 декабря этого года по 26 февраля 2017 год. Она интересна тем, что представляет обширную галерею портретов и жанровых композиций представителей разных слоев русского общества, в том числе и советской эпохи. Это своеобразный красочный семейный альбом.
Открывается этот альбом произведением талантливого русского и белорусского художника Ивана Хруцкого «Семейный портрет». 1854 г. Судьба этого талантливого художника трагична. Последние двадцать лет жизни Иван Хруцкий провел в полном забвении. Он даже не узнал, что его натюрморт на одном из аукционов в Москве купил для своей галереи сам П.Третьяков. А попасть к П.Третьякову означало признание несомненного художественного достоинства картины. Начинался творческий путь это талантливого художника, полный взлетов и падений, в Петербурге, куда он 17 –летним юношей приехал из родного города Полоцка поступать в Императорскую Академию художеств. Он занимался у великих мастеров — К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, М.Н. Воробьева, брал уроки у знаменитого художника Джорджа Доу. В Петербурге он делает копии с натюрмортов голландцев, причем адаптирует их под академический вкус и романтические тенденции. Вскоре натюрморты, вышедшие из-под кисти художника Ивана Хруцкого, украшают салоны и гостиные столичной публики. И это притом что жанр натюрморта был уже в упадке, Хруцкий возвращает на них моду и становится ее законодателем. Ему приходится делать по 6 — 7 повторений каждого натюрморта, настолько они становятся популярными. От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. В этот период мастерство Ивана Хруцкого достигает наивысшего уровня.
Так к нему приходит первое признание. За натюрморт «Цветы и плоды» он получает первую награду — Малую серебряную медаль Академии художеств. И это в 26 лет.
Через два года у него уже Малая золотая медаль. Оставалось получить Большую золотую медаль, чтобы сбылась мечта любого русского художника того времени. Обладатель золотых медалей мог претендовать на шесть лет в Италии за казенный счет (Большая золотая медаль так и не была получена.)
В 29 лет Иван Хруцкий добивается звания академика Академии художеств «За отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей». Это звание давало дворянство, причем, не только личное, но и потомственное.
Ученик М.Н.Воробьева, Хруцкий большое внимание в своем творчестве уделял пейзажной живописи. Запомнились его работы: «Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847, и др.
Пейзаж часто служил фоном и в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, «Портрете жены с цветами и фруктами» (1838) фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи романтической эпохи. В наиболее значительной работе Ивана Хруцкого «Семейный портрет», который будет представлена на выставке в Петрозаводске, запечатлена семья на фоне панорамного пейзажа с высоким небом, дорогой, вьющейся вдоль поля, домиками, утопающими в густой зелени рощи. Изображена мать в окружении детей. Именно в ХIХ веке сложилось удивительное явление – русская семья со своими традициями, укладом и особым миром, где огромное значение придавалось образованию детей. Этот удивительный глубокий духовный семейный мир, сформированный прежде всего матерями, породил богатую и знаменитую русскую культуру ХIХ столетия. Написанный в середине 1850-х гг., «Семейный портрет», как и многое в творчестве Хруцкого, представляется явлением переходным, подготавливающим следующий этап в развитии русской живописи.