Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

К 110-летию со дня рождения Ирины Владимировны Черных (1902 – 1998)

Черных И.В. Автопортрет. 1980 Бумага, карандаш.

Ирина Владимировна Черных, урождённая Пети’ — известный в Карелии художник-график, родилась 19 сентября 1902 года в г. Радоме (Польша).  Отец ее — Владимир Иванович Пети’ — француз по национальности, служил до революции в царской армии. Мать — Наталья Ивановна Калугина – происходила из старинного дворянского рода. Кроме Ирины, в семье росла еще одна дочь, впоследствии, она вышла замуж за француза и всю жизнь прожила в Париже.

Черных И.В. Автопортрет. 1980 Бумага, карандаш.

Детские годы будущей художницы прошли в г. Выборге, там Ирина получила хорошее образование и воспитание. В женской гимназии, которую она окончила, учили языкам, музыке, танцам. В 1918 г. семья переезжает в Олонец, а в 1924 году  в Петрозаводск. Здесь она освоила и сменила много разных профессий: работала тапёром в кинотеатре «Триумф», библиотекарем в совпартшколе, устраивала и оформляла выставки в Парке культуры и отдыха. 

Черных И.В. Натюрморт. 1982 Бумага цветная, пастель.

Свое истинное призвание художника, Ирина Черных нашла в Студии изобразительного искусства, которой руководил Вениамин Николаевич Попов. Её  занятия в студии шли успешно: она много писала маслом, делала рисунки, работала пастелью, сепией. Здесь же, в студии, она встретила своего будущего мужа — Льва Иосифовича Гильберта, художника- живописца.  В семье Ирины Владимировны, художниками были все, в т.ч. и сын – Юрий Владимирович Черных, хорошо известный публике, как автор портрета певицы Сиркки Рикки. 

Черных И.В. Деревня Гомсельга. 1951 Бумага, сепия.

В 1938 г.  И. Черных начала работать в Карельском государственном издательстве, где ей было поручено оформление книги «Вепские сказки». Иллюстрации к этой книге были показаны на выставке выпускников Студии в 1940 году. Авторитетная комиссия художников из Москвы, приглашенная на выставку, рекомендовала лучших студийцев, в их числе и Ирину, в Члены Союза художников, в который она была принята в 1941 г.

Черных И.В. Молодые сосенки. 1976 Картон, пастель. 47х64.

В годы Великой Отечественной войны Ирина Владимировна,  вместе с другими художниками, не ушедшими на фронт, находилась в Беломорске, исполняла обязанности председателя Союза художников Карелии, участвовала в выставке «Фронт и тыл». Произведения, выполненные ею в те годы, к сожалению не сохранились.

Черных И.В. Одуванчики. 1976 Бумага, пастель.

В 1944 году Ирина Владимировна вернулась в освобожденный Петрозаводск, и в послевоенные 1950-60-е годы много работала над произведениями, посвященными карельской деревне. Вместе с мужем Л.И. Гильбертом (участником войны) они подолгу жили и творчески работали в деревнях Ялгуба, Гомсельга, Сямозеро. Работы того периода, выполненные в различных графических техниках  (черная акварель, уголь, сепия), просты и предельно правдивы, но в то же время пронизаны какой-то особой тонкой лирикой. Одно из лучших произведений, посвященных деревне, «Деревня Гомсельга» сейчас находится в фонде МИИ РК.

Черных И.В. Верба. 1978 Бумага, карандаш, пастель

В 1970-80-е годы искусство Ирины Владимировны обрело новое свежее дыхание —  она открыла для себя сложную технику пастельной живописи и создала цикл пейзажей и натюрмортов с полевыми цветами. «Легкими, ласковыми касаниями пастельных карандашей к цветной бумаге художница творила чудеса: качали головками ромашки, трепетали на ветру синие колокольчики, распускались пушистые вербы и улетали в никуда невесомые одуванчики» — так однажды сказала о работе художницы и ее произведениях искусствовед Серафима Полякова. В творчестве Ирины Владимировны цветочный натюрморт стал ведущей темой: с ним, к художнице пришла всеобщая любовь и известность. В то время, ей было уже за семьдесят.

Черных И.В. Крылечко. 1955 Бумага, карандаш.

Ирина Владимировна прожила долгую жизнь (96 лет), богатую печальными и радостными событиями. Люди, хорошо с ней знакомые, помнят ее как обаятельного, скромного, талантливого человека. Её светлый добрый взгляд на мир отображен в изысканных тонких пастелях, где в привычных повседневных вещах нам вновь открывается прекрасное. 

Подготовила: хранитель коллекции
«Искусство Карелии XX в.» Герасимова В.В.

Поделиться: