Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Из музейных коллекций: «Женский портрет», М.П.Боткин

мария федоровна

26 июля (по старому стилю) 1839 года родился талантливый русский художник Михаил Петрович Боткин (умер в 1914 г.), один из представителей уникальной династии Боткиных — купцов, врачей, литераторов, художников, дипломатов, военных…список можно продолжать и продолжать! В коллекции Музея изобразительных искусств Карелии хранится работа «Женский портрет» кисти М.П.Боткина.

Особняк Боткина и боткинская больница в Петербурге, болезнь Боткина и доктор, разделивший участь царской семьи в Екатеринбурге, коллекции Боткиных… Это то, что сразу приходит на ум при упоминании фамилии Боткин. Но это далеко не всё, чем известна династия Боткиных в России.

Знаменитый искусствовед Владимир Стасов писал, что это семейство «необыкновенно замечательно по количеству интеллигентных индивидуумов, в нем народившихся, образовавших почти исключительно самих себя и потом игравших очень значительную роль в истории русского развития».

Родоначальником этой семьи считается московский купец первой гильдии, «пионер чайного дела в России», потомственный почетный гражданин Москвы – Пётр Кононович Боткин.

У Петра Кононовича было двадцать пять детей от двух браков, из них взрослыми стали только девять сыновей и пять дочерей. Сам не получив образования, купец Боткин своих детей постарался выучить всех, обеспечив сыновьям прекрасный старт для дальнейшей успешной жизни, а дочерям – возможность удачно выйти замуж.

Старший сын Василий Петрович, известный публицист и литературный критик, писал статьи об искусстве, среди его друзей были Белинский, Герцен, Бакунин, Грановский, Тургенев, актеры Щепкин и Мочалов.

Николай Петрович много путешествовал и был литератором, переписывался с Некрасовым, дружил с Гоголем. Говорят, однажды в Вене Николай Боткин даже спас жизнь Николаю Гоголю. Как писал сам Гоголь, нервическое расстройство и болезни желудка, подозрение на чахотку и болезненная тоска делали свое дело: ему становилось всё хуже и хуже, он даже написал завещание. Николай Боткин перевез писателя в свои апартаменты и ухаживал за ним, а потом сопровождал в Италию.

Пётр Петрович продолжил дело отца, стал предпринимателем, главой семейной фирмы, и посвятил свою жизнь исключительно коммерции. Расчетливый и сдержанный, осторожный и умный, безукоризненно элегантный, одетый на английский манер, в отличие от патриархальных купцов он не носил усов и бороды.

Дмитрий Петрович прославился как собиратель живописи и графики западноевропейских и русских художников XIX века. Помогал в собирательстве своему родственнику и близкому другу Павлу Третьякову. Был председателем Московского общества любителей художеств. В 1884 году он был избран почетным членом Академии художеств.

Сергей Петрович, известный врач-терапевт, лечил императоров Александра II и Александра III. Именно он высказал предположение об инфекционной природе гепатита («болезни Боткина»). Двое его сыновей стали врачами.

Девушки семьи Боткиных, действительно, удачно вышли замуж. Екатерина стала женой Ивана Щукина, родила и воспитала прекрасных сыновей – предпринимателей и коллекционеров Сергея, Дмитрия и Петра. Мария составила семейное счастье поэта Афанасия Фета. Надежда вышла замуж за художника и коллекционера Илью Остроухова, а Вера – за предпринимателя и политика, организатора московского городского хозяйства Николая Гучкова.

Это была большая дружная семья с патриархальными устоями и крепкими узами. Друг семьи доктор Николай Белоголовый вспоминал о них так: «Все многочисленные члены этой семьи поражали своей редкой сплоченностью; их соединяла между собой самая искренняя дружба и тесное единодушие… на фамильных обедах этой семьи… нередко за стол садилось более 30 человек, все свои чада и домочадцы, и нельзя было не увлечься той заразительной и добродушной веселостью, какая царила на этих обедах; шуткам и остротам не было конца; братья трунили и подсмеивались друг над другом, но все делалось в таких симпатичных и благодушных формах, что ничьё самолюбие не уязвлялось…».

Младшим из братьев и сестер в этой семье был Михаил Петрович — наш именинник — художник, мастер исторической и жанровой живописи и портрета, выдающийся коллекционер и знаток изобразительного искусства, активный участник создания Русского музея.

М.П. Боткин. 1880-е. Фотография из фондов Санкт-Петербургского государственного музея-института имени семьи Рерихов, находящегося ныне в особняке Михаила Боткина.
М.П. Боткин. 1880-е. Фотография из фондов Санкт-Петербургского государственного музея-института имени семьи Рерихов, находящегося ныне в особняке Михаила Боткина.

Получив начальное образование в Училище живописи и ваяния при Московском художественном обществе, Михаил Боткин переехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств.

В начале 1859 года он отправился за границу «на собственный счет». И эта поездка обернулась для него важной встречей и одним большим приобретением. В Италии судьба свела его с художником Александром Ивановым, творчеству которого Михаил Петрович поклонялся всю жизнь и в итоге сделал очень многое для увековечения памяти живописца. По завещанию Иванова Боткин получил 94 его произведения (этюды и эскизы). Коллекция являлась единственной в своем роде, находившейся в частном владении, и представляла огромную художественную ценность. Сейчас коллекция хранится в Русском музее.

Михаил Петрович принимал участие в устройстве и оборудовании Русского павильона на Всемирной художественно-промышленной выставке в Копенгагене. В этот период времени художник был приглашен на фамильный обед королевской четы Дании: «Обед этот был дан во дворце «Amalienborg», в апартаментах короля; мы были посажены против Их Величеств, причем король удостоил пить за здоровье каждого из нас отдельно». За организацию Русского отдела Копенгагенской выставки Михаил Боткин получил орден Святого Владимира 3-й степени.

Михаил Петрович был активным участником создания Русского музея, входил в состав комиссии «для надзора за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца», и в случаях «отсутствия августейшего управляющего музеем» возглавлял комиссию. С личного разрешения Николая II академик Боткин отбирал произведения искусства для музея во всех петербургских и загородных императорских дворцах, был участником создания проекта положения о Русском музее императора Александра III. Михаил Петрович занимался также приобретением картин для музея у Товарищества передвижных художественных выставок и выступал экспертом при покупке картин у частных коллекционеров.

В фондах Музея изобразительных искусств Карелии есть одна из работ художника – «Женский портрет». Образ, созданный мастером, привлекает мягким живописным исполнением,непосредственностью, свежестью и обаянием юности. На нас смотрит девушка-подросток: лицо с легким румянцем, глубокие голубые глаза, светлые слегка кудрявые волосы спадают до плеч. Как жаль, что мы не знаем имени этого прекрасного создания…

М.П. Боткин «Женский портрет». Из фондов Музея изобразительных искусств Карелии
М.П. Боткин «Женский портрет». Из фондов Музея изобразительных искусств Карелии

Картина была куплена в 1871 году цесаревичем Александром Александровичем (будущим императором Александром III) на постоянной выставке Общества поощрения художников. За картину было заплачено 200 рублей. Портрет долгие годы находился в залах музея Аничкова дворца в Петербурге. Его можно разглядеть на фотографии интерьера дворца из архитектурной энциклопедии Барановского (картина висит слева на стене).

Интерьер Аничкова дворца. Фотография из книги Г.Барановского «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века».
Интерьер Аничкова дворца. Фотография из книги Г.Барановского «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века».

В Российском государственном историческом архиве есть сведения об отправке на Международную выставку произведений русских художников. Среди полотен, отобранных Президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, была и эта работа Михаила Боткина из Музея Собственного его императорского величества (Аничкова) дворца. Так, в мае 1891 года этот «Женский портрет» ненадолго покинул залы музея и выставлялся в Берлине, наряду с полотнами братьев Константина и Владимира Маковских, Василия Поленова и Алексея Боголюбова.

В 1918 году всё имущество Аничкова дворца было национализировано. В конце 1920-х годов коллекция перешла в Государственный музейный фонд, была отчасти распродана или распределена между музеями Советской России. «Женский портрет» кисти Михаила Боткина оказался в Петрозаводске. С 1960 года картина в составе нашего музейного собрания.

Учетный номер картины музея Аничкова дворца
Учетный номер картины музея Аничкова дворца

Текст подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом Музея ИЗО РК.

Больше публикаций о коллекциях Музея смотрите в группе Музея во ВКонтакте по хэштегу #КоллекцииМИИРК

Поделиться: