26 июля (по старому стилю) 1839 года родился талантливый русский художник Михаил Петрович Боткин (умер в 1914 г.), один из представителей уникальной династии Боткиных — купцов, врачей, литераторов, художников, дипломатов, военных…список можно продолжать и продолжать! В коллекции Музея изобразительных искусств Карелии хранится работа «Женский портрет» кисти М.П.Боткина.
Особняк Боткина и боткинская больница в Петербурге, болезнь Боткина и доктор, разделивший участь царской семьи в Екатеринбурге, коллекции Боткиных… Это то, что сразу приходит на ум при упоминании фамилии Боткин. Но это далеко не всё, чем известна династия Боткиных в России.
Знаменитый искусствовед Владимир Стасов писал, что это семейство «необыкновенно замечательно по количеству интеллигентных индивидуумов, в нем народившихся, образовавших почти исключительно самих себя и потом игравших очень значительную роль в истории русского развития».
Родоначальником этой семьи считается московский купец первой гильдии, «пионер чайного дела в России», потомственный почетный гражданин Москвы – Пётр Кононович Боткин.
У Петра Кононовича было двадцать пять детей от двух браков, из них взрослыми стали только девять сыновей и пять дочерей. Сам не получив образования, купец Боткин своих детей постарался выучить всех, обеспечив сыновьям прекрасный старт для дальнейшей успешной жизни, а дочерям – возможность удачно выйти замуж.
Старший сын Василий Петрович, известный публицист и литературный критик, писал статьи об искусстве, среди его друзей были Белинский, Герцен, Бакунин, Грановский, Тургенев, актеры Щепкин и Мочалов.
Николай Петрович много путешествовал и был литератором, переписывался с Некрасовым, дружил с Гоголем. Говорят, однажды в Вене Николай Боткин даже спас жизнь Николаю Гоголю. Как писал сам Гоголь, нервическое расстройство и болезни желудка, подозрение на чахотку и болезненная тоска делали свое дело: ему становилось всё хуже и хуже, он даже написал завещание. Николай Боткин перевез писателя в свои апартаменты и ухаживал за ним, а потом сопровождал в Италию.
Пётр Петрович продолжил дело отца, стал предпринимателем, главой семейной фирмы, и посвятил свою жизнь исключительно коммерции. Расчетливый и сдержанный, осторожный и умный, безукоризненно элегантный, одетый на английский манер, в отличие от патриархальных купцов он не носил усов и бороды.
Дмитрий Петрович прославился как собиратель живописи и графики западноевропейских и русских художников XIX века. Помогал в собирательстве своему родственнику и близкому другу Павлу Третьякову. Был председателем Московского общества любителей художеств. В 1884 году он был избран почетным членом Академии художеств.
Сергей Петрович, известный врач-терапевт, лечил императоров Александра II и Александра III. Именно он высказал предположение об инфекционной природе гепатита («болезни Боткина»). Двое его сыновей стали врачами.
Девушки семьи Боткиных, действительно, удачно вышли замуж. Екатерина стала женой Ивана Щукина, родила и воспитала прекрасных сыновей – предпринимателей и коллекционеров Сергея, Дмитрия и Петра. Мария составила семейное счастье поэта Афанасия Фета. Надежда вышла замуж за художника и коллекционера Илью Остроухова, а Вера – за предпринимателя и политика, организатора московского городского хозяйства Николая Гучкова.
Это была большая дружная семья с патриархальными устоями и крепкими узами. Друг семьи доктор Николай Белоголовый вспоминал о них так: «Все многочисленные члены этой семьи поражали своей редкой сплоченностью; их соединяла между собой самая искренняя дружба и тесное единодушие… на фамильных обедах этой семьи… нередко за стол садилось более 30 человек, все свои чада и домочадцы, и нельзя было не увлечься той заразительной и добродушной веселостью, какая царила на этих обедах; шуткам и остротам не было конца; братья трунили и подсмеивались друг над другом, но все делалось в таких симпатичных и благодушных формах, что ничьё самолюбие не уязвлялось…».
Младшим из братьев и сестер в этой семье был Михаил Петрович — наш именинник — художник, мастер исторической и жанровой живописи и портрета, выдающийся коллекционер и знаток изобразительного искусства, активный участник создания Русского музея.
Получив начальное образование в Училище живописи и ваяния при Московском художественном обществе, Михаил Боткин переехал в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств.
В начале 1859 года он отправился за границу «на собственный счет». И эта поездка обернулась для него важной встречей и одним большим приобретением. В Италии судьба свела его с художником Александром Ивановым, творчеству которого Михаил Петрович поклонялся всю жизнь и в итоге сделал очень многое для увековечения памяти живописца. По завещанию Иванова Боткин получил 94 его произведения (этюды и эскизы). Коллекция являлась единственной в своем роде, находившейся в частном владении, и представляла огромную художественную ценность. Сейчас коллекция хранится в Русском музее.
Михаил Петрович принимал участие в устройстве и оборудовании Русского павильона на Всемирной художественно-промышленной выставке в Копенгагене. В этот период времени художник был приглашен на фамильный обед королевской четы Дании: «Обед этот был дан во дворце «Amalienborg», в апартаментах короля; мы были посажены против Их Величеств, причем король удостоил пить за здоровье каждого из нас отдельно». За организацию Русского отдела Копенгагенской выставки Михаил Боткин получил орден Святого Владимира 3-й степени.
Михаил Петрович был активным участником создания Русского музея, входил в состав комиссии «для надзора за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца», и в случаях «отсутствия августейшего управляющего музеем» возглавлял комиссию. С личного разрешения Николая II академик Боткин отбирал произведения искусства для музея во всех петербургских и загородных императорских дворцах, был участником создания проекта положения о Русском музее императора Александра III. Михаил Петрович занимался также приобретением картин для музея у Товарищества передвижных художественных выставок и выступал экспертом при покупке картин у частных коллекционеров.
В фондах Музея изобразительных искусств Карелии есть одна из работ художника – «Женский портрет». Образ, созданный мастером, привлекает мягким живописным исполнением,непосредственностью, свежестью и обаянием юности. На нас смотрит девушка-подросток: лицо с легким румянцем, глубокие голубые глаза, светлые слегка кудрявые волосы спадают до плеч. Как жаль, что мы не знаем имени этого прекрасного создания…
Картина была куплена в 1871 году цесаревичем Александром Александровичем (будущим императором Александром III) на постоянной выставке Общества поощрения художников. За картину было заплачено 200 рублей. Портрет долгие годы находился в залах музея Аничкова дворца в Петербурге. Его можно разглядеть на фотографии интерьера дворца из архитектурной энциклопедии Барановского (картина висит слева на стене).
В Российском государственном историческом архиве есть сведения об отправке на Международную выставку произведений русских художников. Среди полотен, отобранных Президентом Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем, была и эта работа Михаила Боткина из Музея Собственного его императорского величества (Аничкова) дворца. Так, в мае 1891 года этот «Женский портрет» ненадолго покинул залы музея и выставлялся в Берлине, наряду с полотнами братьев Константина и Владимира Маковских, Василия Поленова и Алексея Боголюбова.
В 1918 году всё имущество Аничкова дворца было национализировано. В конце 1920-х годов коллекция перешла в Государственный музейный фонд, была отчасти распродана или распределена между музеями Советской России. «Женский портрет» кисти Михаила Боткина оказался в Петрозаводске. С 1960 года картина в составе нашего музейного собрания.
Текст подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом Музея ИЗО РК.
Больше публикаций о коллекциях Музея смотрите в группе Музея во ВКонтакте по хэштегу #КоллекцииМИИРК