В коллекции Музея изобразительных искусств Карелии хранятся 240 прялок XIX–начала XX веков, бытовавшие в разных районах Карелии.
Прялка была особенным предметом в крестьянской жизни, в каждой семье: с её помощью изготавливались нити, из которых потом ткали и вязали. Также прялка была подарком, который впервые дарил отец или старший брат девочке, когда ей исполнялось 6-7 лет – именно с этого возраста начиналось обучение прядению, вышиванию, ткачеству. Затем прялку мог дарить жених невесте, потом муж жене. Поэтому прялки так искусно украшались резьбой, росписью и становились еще и украшением избы и крестьянской жизни.
В соответствии с сезонным календарем пряли и ткали женщины в осенне-зимний период, после сбора урожая. С прядением девушки и женщины собирались вечерами в просторной избе. Совместная работа называлась «посиделками» или «беседами», на которые приглашались и парни. Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, рассказами и играми, ухаживаниями. Вечер первых зимних посиделок назывался «смотром невест». К этому времени отец дарил дочери, впервые идущей на посиделки, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста. Дарение прялки сопровождалось выражением девушке-невесте добрых пожеланий, содержание которых раскрывалось с помощью изобразительного языка народного декоративного искусства.
Северные прялки имели простую и удобную конструкцию, состоящую из вертикальной доски – «лопаски», к которой привязывалась кудель, и горизонтальной доски – «донца», на котором сидела пряха. Прялки могли быть составными, а могли изготавливаться из одного куска дерева. Лопаска вырезалась из ствола дерева, а донце – из корневища, расположенного перпендикулярно стволу. Такие прялки назывались «коренухами». К середине XIX века в Карелии получают распространение прялки, ножки которых вытачивались на токарном станке.
Прялки искусно украшались резьбой, росписью или тем и другим вместе. Многие прялки в добавление к росписи содержали дарственные надписи, советы, поучения, например: «Кого люблю — тому дарю».
Форма лопаски прялки и ее внешний вид имели свои особенности в разных районах Карелии. Большинство карельских прялок имеет изящную, вытянутую форму, отличную от массивных лопатообразных русских прялок. Так для прялок Медвежьегорского района характерна веслообразная форма и мелкоузорный геометрический орнамент, выполненный с помощью резьбы. При этом основной рисунок располагался внизу прялки, а основание лопаски украшали резным кругом, символизирующим солнце. Для прялок Пряжинского и Олонецкого районов характерно более острое, стрельчатое завершение лопаски, поверхность, которой полностью покрывалась резным узором. Прялки северных районов Карелии и Поморья отличаются высоким профессиональным уровнем исполнения, изысканной узкой заоваленной формой с куполообразным завершением, сюжетным мелким узорочьем.
Яркое, самобытное художественное явление представляет собой творчество мастеров отдаленного района – Кенозера, расположенного на северо-востоке от Пудожья. Резные кенозерские прялки имели крупные широкие лопаски на короткой, приземистой ножке. Кенозерские прялки украшались рисунками геометрической резьбы и напоминали нарядные вышитые полотенца. Одной из наиболее популярных здесь была композиция с крупным узорным кругом посредине лопаски и расположенными рядом с ним полукружьями, дугами и более мелкими кругами. Сверху и снизу таких композиций располагались горизонтальные ряды резных орнаментальных полос, создающих впечатление бесконечного пространства. Таким образом, по мнению исследователей, на кенозерских прялках изображалось движение Солнца вокруг Земли (уникальная разновидность композиций космогонического типа).
Свободная кистевая роспись, в основе которой лежал растительный орнамент, была характерна для прялок Заонежья, Поморья и Пудожского берега. Особенности изображения этого орнамента были основаны на отношении к миру природы как источнику человеческого счастья. Композиции с цветущими деревьями и цветами воспринимались как символ прекрасной земли. Кроме того, образ распустившегося цветка, свежего и нежного, мог ассоциироваться с образом девушки. Так в росписи прялок создавался образ-метафора, обращение к которому заставляло мастеров особо выделять мотив одного из цветов, уподобляя его невесте в праздничном девичьем хороводе. Появление прялок с цветами в интерьере избы напоминало о весне и лете и способствовало созданию праздничной атмосферы в холодные зимние вечера.
На фотографиях прялки из коллекции Музея изобразительных искусств Карелии:
1. Прялка. Конец XIX — начало XX века. Дерево. Роспись, окраска. Сегозерье
2. Прялка. 1920-е гг. Дерево. Роспись, окраска. Пряжинский район.
3. Прялка. XIX век. Дерево. Резьба контурная, резьба трехгранно-выемчатая. Поморье
4. Прялка. Конец XIX — начало XX века. Дерево. Резьба контурная, резьба трехгранно-выемчатая. Пудожский район.
5. Прялка. Вторая половина XIX века. Дерево. Резьба трехгранно-выемчатая, роспись, окраска. Пудожский район.
6. Прялка детская. 1895г. Дерево. Резьба, роспись свободно-кистевая. Пудожский район.
7. Прялка. Конец XIX века. Дерево. Резьба, роспись свободно-кистевая. Заонежье.