Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Из музейных коллекций: «Полтавская баталия»

10 июля — день победы русской армии в Полтавской битве. В Музее изобразительных искусств Карелии хранится резцовая гравюра Н.Лармессена «Полтавская баталия» (оттиск 1827 года). Гравюра воспроизводит живописное полотно Пьера Дени Мартена-младшего «Полтавская баталия» 1726 года.

Николя де Лармессен. Полтавская баталия. Оттиск 1827 года. Работа находится в коллекции Музея изобразительных искусств Карелии.

Во время путешествия по Европе в 1717 году Петр I, страстно желавший сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне, заказывает лучшему французскому художнику-баталисту того времени Пьеру Дени Мартену-младшему картины и рисунки на тему побед русских над шведами. Картины большого размера служили «моделями» для четырех гобеленов (шпалер), которые должны были соткать мастера известной парижской мануфактуры.

Живописец Пьер Дени Мартен — младший был не случайно выбран для этой почетной миссии в качестве художника –картоньера, ибо он сотрудничал с Королевской шпалерной мануфактурой Гобеленов и имел прозвище «Де Гобелен» как искусный мастер этого особого рода произведений. Кроме того, он прославился и своими прекрасными архитектурными видами, сценами охот и исторической точностью изображений.

Пьер Дени Мартен — младший. Полтавская баталия. 1726 г.

Петр I сам определил сюжеты для столь важных картин и рисунков: изображение сражения при Лесной, два момента знаменитой Полтавской битвы и сражение при Гангуте.

В своем письме к русскому царю Мартен-младший сообщал о намерении написать самые прекрасные картины, памятуя о назначении этих работ для императрицы Екатерины I. Художника звали в Россию, но он отказался ехать. Работал долго: запрашивал детали – рисунки флагов, схемы сражений, надписи на бандеролях по-русски, при этом отчаянно торговался и требовал прибавки гонорара, останавливая работу в ожидании очередной выплаты.

Все живописные картины были закончены уже после смерти Петра I в марте 1725 года. Кроме того, Мартен-младший написал моделло (прежде чем приступить к работе над картоном для шпалеры в натуральную величину, художник исполнял моделло или модель, примерно в ¼ будущего ковра, которую представляли на утверждение заказчику) и картоны в натуральную величину; с моделло были сделаны резные доски для изготовления гравюр.

Петр I постоянно торопил с изготовлением гравюр, но граверы
работали не так быстро, как ему хотелось бы: картины содержали множество мелких деталей. Выполнять эту чрезвычайно трудоемкую работу вызвался французский гравер резцом и офортист, мастер батальных, мифологических и библейских сцен, представитель парижского семейства издателей и граверов Николя де Лармессен. В 1722-1724 годах он гравировал две баталии по рисункам Мартена-младшего: «Сражение при Лесной» и «Сражение при Переволочне», для «Полтавской баталии» был дополнительно привлечен гравер мастер Симоно.

В течение 1725-1726 годов в Россию были отправлены малые картины сражений Мартена-младшего, тогда же заканчивали и отправляли медные резные доски. Петр I был необычайно доволен работой французских граверов, заплатив за сухопутные баталии по 3000 франков за каждую, а за морскую — 1800 франков. Наибольшую известность и популярность получило изображение «Полтавской баталии» 1726 года Пьера Дени Мартена-младшего и, соответственно, оттиски с резцовой гравюры на этот сюжет Николя де Лармессена, художественные качества которых ни в чем не уступали точности и достоверности показа реального сражения. Вытянутый по горизонтали формат и высокий горизонт позволяли изобразить глубокую перспективу и множество фигур и деталей боя. Размещение на первом плане исторических фигур делало узнаваемыми практически всех главных участников этого сражения: прежде всего Петра I и Карла XII.

Для живописного полотна был выбран момент начала второго решающего этапа битвы – столкновения главных сил. Известно, что крупнейшее сражение Северной войны – Полтавский бой – произошло 27 июня 1709 года. Он стал решающим и привел к окончанию шведского господства в Европе. Несмотря на попытки Петра Великого заключить мир со шведами, оставив за собой ингерманландские земли, Карл XII преследовал иные цели – захватить Москву. На сторону шведов перешли казаки Малороссии во главе с Мазепой и казаки Запорожской Сечи. 17 апреля шведские войска начали осаду Полтавы.

Король распределил войска вокруг города и поставил пост у Крестовоздвиженского монастыря, однако полностью перекрыть дороги ему не удалось — русские драгуны, казаки и калмыки периодически появлялись перед стоянками шведских полков и даже в предместьях Полтавы. 19-20 апреля шведы спалили артиллерией несколько домов, не считаясь с просьбами казаков, у которых в городе были собственные дома и имущество Полтавского полка, там же жила родная сестра Мазепы Мария. Хотя валы, частоколы и бревенчатые башни окраинного города, рассчитанные против набегов татар, были намного слабее укреплений шведских крепостей Нотебурга, Дерпта, Нарвы, Ревеля и Риги, которые в свое время брались русскими, Полтава не собиралась сдаваться на откуп врагу. С апреля по июнь шведы предприняли 20 штурмов Полтавы и потеряли под ее стенами более 6 тысяч человек. 26 июня русские стали возводить редуты, которые заняли два батальона Белгородского пехотного полка. Позади передовых позиций находились 17 кавалерийских полков под командованием А.Д. Меншикова. Карл XII решил атаковать войско Петра до того, как русские начнут свои набеги. Накануне сражения Петр I объехал все полки. Его краткие патриотические обращения к солдатам и офицерам легли в основу знаменитого приказа, требовавшего от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…». Пытался поднять дух своей армии и Карл XII. Воодушевляя солдат, Карл объявил, что завтра они будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

В ночь на 27 июня русские пехотные полки и артиллерия располагались в укрепленном лагере, Белгородский пехотный полк — в редутах, а вся конница под начальством Меншикова — в перелеске у поперечных редутов. Замысел Петра I сводился к тому, чтобы измотать противника на передовой позиции и затем разбить его в главной баталии.27 июня (8 июля) в 2 часа утра шведский король двинул свою армию к месту расположения русских войск. В первой линии шла пехота, построенная в четыре колонны, во второй — конница в шесть колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные) редуты. Карл XII приказал коннице пройти между пехотными колоннами и выбить русских с занимаемых позиций. Так началась знаменитая Полтавская битва.

Первый этап битвы — бой русской конницы и Белгородского пехотного полка со шведами на передовой позиции. В 3 часа начался бой у редутов, который сопровождался ожесточенными атаками с обеих сторон. Отбрасываемые русскими войсками шведские конные полки, поддерживаемые пехотой, приводили себя в порядок и с новой силой обрушивались на русских драгун. Бой длился уже около двух часов, а шведы овладели лишь двумя передними редутами, которые не были достроены. Но овладеть еще двумя продольными редутами они не могли. Карл XII приказал войскам податься влево и обойти редуты. Заметив этот маневр, Меншиков в свою очередь приказал драгунским полкам занять промежуток между Будищенским лесом и продольными редутами. Шведская армия не могла разместиться в боевом порядке между Будищенским лесом и продольными редутами, в результате во время разгоревшегося здесь боя часть шведских войск (шесть батальонов пехоты и несколько эскадронов), отрезанная редутами, оторвались от основных сил и укрылась в Полтавском лесу.

Петр I приказал Меншикову с драгунами левого крыла и с пятью батальонами пехоты из укрепленного лагеря уничтожить укрывшегося в лесу противника, а Боуру — принять командование над остальной конницей и «биться», если шведы будут атаковать только конницей, если же противник начнет атаку конницей и пехотой — начать отход к укрепленному лагерю, заняв позицию справа от него. В шестом часу утра конница Боура стала отходить. Шведские войска прорвались между поперечными редутами, гарнизоны которых оказывали стойкое сопротивление, и, наступая вслед за отходившей русской конницей, оказались своим правым флангом в 90—100 шагах от русского укрепленного лагеря. Русские полки встретили шведов сильным фланговым картечным огнем батарей лагеря и огнем ружей. Шведы, не ожидавшие огневого нападения, в беспорядке бросились к Будищенскому лесу. Между тем полки Меншикова разгромили оторвавшуюся шведскую колонну. Здесь же они натолкнулись на резервный отряд шведов, прикрывавший правое крыло главных сил, и нанесли ему поражение. Затем Меншиков отрядил пехоту для преследования остатков разгромленных шведских сил, бежавших к Полтаве, а сам с конницей возвратился к главным силам, заняв позицию влево от лагеря.

Второй этап битвы — это столкновение главных сил противников. После отступления шведов к Будищенскому лесу Петр I принял решение дать бой шведам на открытой местности. Пехота была выведена из лагеря и построена в две линии. В целях наилучшего осуществления взаимной выручки один батальон пехотного полка строился в первой линии, другой — во второй. На флангах размещалась конница: на левом фланге — Меншиков с 6 полками, на правом — Боур с 11 полками и 1 эскадроном. В резерв были выделены девять батальонов и несколько сот человек из дивизий. Резерв оставался в лагере и образовывал третью линию. Артиллерия под начальством генерала Брюса располагалась впереди по всему фронту. Всей пехотой командовал фельдмаршал Шереметев. Карл XII, чтобы удлинить фронт, выстроил пехоту в одну линию, а кавалерию — на флангах в две линии. В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня бросились врукопашную. Правое крыло шведских войск, при котором находился Карл XII, потеснило новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, стоявший во второй линия, который стремительным броском смял прорвавшихся шведов, закрыв образовавшийся прорыв. Ожесточенный рукопашный бой шел по всему фронту. Между тем русская конница, ведя успешно бой, охватывала фланги шведов, угрожая их тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. Даже присутствие раненого короля не смогло поднять боевой дух. К тому же пушечное ядро разбило носилки Карла XII, и он грохнулся наземь, не подавая признаков к жизни. Испугавшись, украинские казаки сразу же покинули ставку короля. Среди шведов началась паника. Очнувшись от падения, Карл XII приказывает посадить себя на скрещенные пики и высоко поднять вверх, чтобы все видели его живым. Но уже ничто не смогло остановить шведов. К 11 часам утра после почти двухчасовой главной баталии шведы, кичившиеся своей непобедимостью, были разгромлены.

Полотно Пьера Дени Мартена – младшего «Полтавская баталия» создавалось по всем правилам и канонам баталистики XVI-XVIII веков. Следует вспомнить, что войны XVI–XVIII столетий отличались особой военной красотой. На поле боя выходили ровные ряды солдат, одетых в красочные мундиры. Над головами воинов развевались многоцветные знамёна, а боевые действия сопровождались музыкой. Сражения приобрели удивительно упорядоченный характер, похожий на игру в шахматы, где полководцы вместо фигур двигали по полю отряды солдат. Битвы часто походили на хорошо отрепетированный спектакль и, бывало, собирали множество зрителей, поэтому и огромные живописные батальные полотна с изображением большого количества сражающихся воинов создавали ощущение грандиозного события, разворачивающегося перед зрителем.

XVII век придал батальному жанру больше реализма. Европейские
живописцы стали писать батальные картины по всем правилам военной науки, подробно изображая построения войск, мельчайшие детали военной формы, оружия и знамён. По картинам XVII–XVIII веков можно легко изучать историю военной одежды и вооружения, поскольку заказчики этих полотен разбирались в военном деле не хуже художников, от которых требовались высочайший профессионализм и внимание к мелочам. В канон было возведено подробнейшее изображение поля боя, с детальной перспективой, демонстрирующей тысячи сражающихся солдат. Картины XVII–XVIII веков показывают поле боя, как будто с высокого холма, а на переднем плане практически всегда будет изображён или король, ведущий свою армию, или другой знатный полководец, образы которых всегда носят портретный характер. Военные картины этого времени не только изображали исторические события, но прежде всего прославляли королевскую власть.

Поэтому популярность оттисков «Полтавской баталии» с резных досок Николя де Лармессена была необычайна, листы прокатывались и в XIX веке и поступали в продажу, в частности, в лавку Академии Художеств. Особо ценились раскрашенные варианты гравюры, на которых «военная» красота и точность деталей сражения, суть поведения исторических лиц и их роль в битве представали во
всем своем великолепии.

Полтавская баталия. Раскрашенная гравюра

Интересен и тот факт, что история взаимоотношений Петра I с Пьером Дени Мартеном-младшим и Гобеленами как будто в зеркале отразила историю изготовления четырех шпалер для шведского короля Карла XI, заказавшего в конце XVII века тому же Мартену-младшему и Королевской шпалерной мануфактуре огромные шпалеры, изображающие его победы в шведско-датской войне. Они прибыли в Стокгольм уже после смерти заказчика и сохранились до наших дней. С них тоже были заказаны гравюры и, наверняка, Петр I был наслышан об этих коврах и мог видеть гравюры с картин Мартена-младшего. Сам же Пьер Дени Мартен-младший повторил для Петра I тот же композиционный прием, который использовал ранее для Карла XI.

Что касается прибывших в Петербург картин и рисунков французского художника, то картины «малые» — моделло для картонов ныне хранятся в ГМЗ «Царское село», картоны к гобеленам каким-то образом попали на антикварный рынок, но в 20-х годах XIX века два из них, обе большие картины «Полтавских баталий»,
были выкуплены и экспонировались в Апполоновом зале Зимнего дворца, после 1918 года они были выданы из Эрмитажа – одна картина с 1931 года находится в коллекции Третьяковской галереи, вторая – в Музее Полтавской битвы в Полтаве, судьбы остальных картин Мартена-младшего неизвестна. А многочисленные оттиски «славных Петровских баталий» с резных медных досок Николя де Лармессена украшают коллекции графики различных российских музеев.

Текст подготовлен Аллой Мельниковой, хранителем коллекций русское искусство и древнерусское искусство.

Поделиться: