Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Из музейных коллекций: Лемох К.В. «Крестьянский мальчик»

Лемох, горизонт, русское искусство, дети, крестьянской мальчик

В Музее изобразительных искусств Карелии в экспозиции Русского искусства представлены живописные произведения, которые ранее находились в Аничковом дворце и принадлежали личному собранию императорской четы Александра III и Марии Федоровны. Доподлинно известно, что в гардеробной (уборной) императора находились живописные пейзажи, в том числе и «северные», А. И. Мещерского и А. А. Писемского, в будуаре императрицы – работы А. И. Мещерского, И. К. Айвазовского и К. Я. Крыжицкого, изображавшие виды Балтийского моря, финских шхер и ландшафтов.

Хранятся в Музее ИЗО РК и единственные сохранившиеся до наших дней подлинные живописные и акварельные работы императрицы Марии Федоровны, которая была вполне состоявшимся профессиональным художником. Любовь к живописи и изобразительному искусству она стремилась передать и своим детям, для обучения которых рисованию и живописи был приглашен Карл Викентьевич Лемох — русский жанровый живописец, академик Императорской академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.

Карл Лемох, получивший при дворе православное имя Кирилл, давал частные уроки рисования Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу, старшему сыну Александра III, последнему императору России Николаю II, всем Великим князьям, однако наиболее талантливой ученицей Лемоха стала младшая сестра Николая, Великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь.

По мнению мемуариста Я.Д. Минченкова, Кирилл Викентьевич в силу своего немецкого происхождения, аккуратности и деликатности направления в искусстве подходил на должность придворного учителя как никто другой из художников. Сентиментализм в его творчестве был по душе не только русскому, но и заграничному обществу: в некоторых английских журналах Лемох отмечался как лучший выразитель детского мира… Ведь прославился Лемох своими работами в так называемом «крестьянском» жанре, прежде всего изображениями крестьянских детей.

Живя преимущественно в Санкт-Петербурге и зарабатывая частными уроками рисования в аристократических семьях, художник лето проводил в подмосковном селе Ховрино, где построил себе художественную мастерскую в виде крестьянской избы и приглашал местную детвору в качестве моделей. Жители Ховрина изображены на многих картинах Лемоха, посвященных русской крестьянской жизни. Однако будучи прекрасным жанристом и приверженцем реалистического стиля, он избирал преимущественно изображения русской крестьянской жизни в её грустных проявлениях. То он изображал смерть ребенка, то сиротку около умершей матери, то портрет рано повзрослевшего мальчугана, самостоятельно зарабатывающего на жизнь, иногда изображались и более веселые сюжеты и настроения, но все они отличались особой наблюдательностью художника, способностью подмечать все типичные черты. Фигуры в его картинах всегда очень выразительны, а сюжет понятен и нетенденциозен, но как никто Лемох мог запечатлеть в живописи психологию детей, что всегда считалось особым даром.

Известно, что на уроках внука Николая бывал император Александр II и удостаивал учителя Кирилла Викентьевича Лемоха своими разговорами, а царственная чета Александра III и Марии Федоровны очень благоволила к художнику и часто пользовалась его знаниями и советами при приобретении произведений искусства для своей коллекции. За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти (по 1909 год), Кирилл Лемох занимал должность хранителя художественного отдела Музея имени Императора Александра III.

Посетители Музея ИЗО РК, любуясь работами И.К. Айвазовского, А.И. Мещерского, К.Я.Крыжицкого, И.Келлера, М.И.Боткина, А.А.Писемского из собрания Александра III, произведениями императрицы Марии Федоровны, всегда обращают внимание на портрет крестьянского мальчика К.В.Лемоха, пронзительно и внимательно смотрящего на них, словно выполняющего «музейные обязанности» своего создателя, соединяя воедино историю императорской четы, судьбу их коллекции и художника, чей талант примирял и нивелировал социальные различия.

Работа К.В. Лемоха «Крестьянский мальчик» была роскошным подарком Государственного русского музея (СПб) — приобретенная в 1961 году из собрания В.М.Костылева для Музея изобразительных искусств Республики Карелия, она стала олицетворением связи времен и непредсказуемости судеб произведений искусства.

Лемох К.В. «Крестьянский мальчик» вт.пол. 19-нач.20 вв.

Текст подготовлен Аллой Мельниковой, хранителем коллекций русское искусство и древнерусское искусство.

Поделиться: