Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

История о том, как девочка Ксюша помогала создавать навигацию

можно трогать навигация сенсорная комната

В создании инклюзивной составляющей в культуре уже сегодня делаются большие продвижения, в большинстве учреждений обеспечена архитектурная доступность, имеются технические устройства, обновляются и адаптируются электронные информационные ресурсы музеев, проводятся обучения сотрудников по работе с людьми с особенностями здоровья. Важно в этой ситуации понимать, что настоящая инклюзия не ограничивается доступностью среды и возможностью формального участия в культурных мероприятиях. Это процесс, связанный с социальной интеграцией и полноправным участием всех членов общества, включая людей с особенностями здоровья, в создании и потреблении культурных ценностей, это полное растворение в творческом процессе и сотворчества в осуществлении инклюзивных программ и проектов.

Сейчас в Музее изобразительных искусств Карелии внедряется дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС» которая содержит несколько разделов: сенсо́рная комната, наполненная арт-терапевтическими модулями, специализированная система навигации, рекомендательное методическое пособие для занятий с посетителями на базе комнаты. Сенсо́рная комната представляет собой специально оборудованное пространство, чаще – отдельное помещение, наполненное сенсорными модулями — приспособлениями, воздействующими на органы чувств посетителя и оказывающими расслабляющее, отвлекающее, развивающее или активизирующее действие.

сенсорная комната

Специализированная система навигации является необходимой и очень важной частью дизайн-программы.Возможно каждый из нас сталкивался со сложностью восприятия навигационной системы в общественных местах или с её недостаточностью. В этот момент мы думаем, почему не сделать так, чтобы было всем понятно, куда идти, что можно и что нельзя в том или ином общественно-важном месте. В настоящее время команда проекта с группой дизайнеров из Петербурга — Анастасией Дубровской и Андреем Скрицким — работают над созданием системы навигации внутри сенсорной комнаты, которая планируется к открытию в октябре.

Пространство сенсорной комнаты будет наполнено информационными табличками, на которых изображена девочка, являющаяся проводником в мир новых ощущений и знаний.  Интересно что современные дети с удовольствием участвуют в инклюзивных проектах, потому как общество становится более открытым и принимающим. В реальности девочку зовут Ксюша и она с удовольствием позировала художнику для сюжетов навигационной системы сенсорной комнаты.Сюжеты просты и понятны, на табличке мы видим действие и короткое текстовое описание происходящего. «Здесь можно лежать», «трогай и слушай», » продень верёвку», «можно трогать» и другие фразы сопровождающие изображения, которые демонстрируют желаемое поведение и инструктируют посетителя, помогают правильно взаимодействовать с арт-терапевтическими модулями.

Сенсорная комната должна стать местом, которое может посетить каждый и правила для всех одинаковые и всем понятны.Польза данного пространства заключается не только в смене обстановки и предоставлении посетителю новых сенсорных ощущений, но и в возможности контакта с нейротипичным человеком, который в момент посещения комнаты может оказаться в данном пространстве, что, в свою очередь может быть очень важным для посетителя с психо-коммуникативными нарушениями, у которого есть возможность получить новый опыт социального развития (следуя образцу обычного социального поведения другого человека), а оппонент получит новые знания о разности индивидуальных особенностей людей, в этом контакте заложен один из компонентов инклюзивности.

Напомним, что такую инициативу Музей изобразительных искусств Карелии организовал в партнерстве с АНО “Центр “Экология культуры” в рамках проекта «Инклюзивная дизайн-программа “Дружелюбная среда для детей с РАС”, который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Часть модулей для сенсорной комнаты создаются благодаря проекту CULTURE OPEN (KA3018) программы приграничного сотрудничества «Карелия».

Текст подготовлен Анастасией Дубровской

Поделиться: