Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

«Испанская танцовщица» Сергея Виноградова отправляется в Москву

виноградов танцовщица

9 сентября 2020 года Музей русского импрессионизма (Москва) представит выставку «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь», посвященную блестящему русскому живописцу круга Константина Коровина и Валентина Серова и влиятельному арт-консультанту России начала ХХ века. Масштабная персональная выставка мастера соберет более 60 работ со всей России. Кроме того, впервые за долгое время зрители смогут увидеть произведения из стран Прибалтики, куда Сергей Виноградов переехал в 1924 году.

Подчеркнуто легкие и радостные сюжеты картин Сергея Виноградова идут вразрез с драматическими событиями первой трети XX века, будто бы художник рисует другую жизнь – отчасти выдуманную, желанную, отчасти реальную. Во времена революции мастер старательно избегает любого намека на меняющиеся обстоятельства. Он поэтизирует быт и смотрит на все со стороны: пейзажи полны красок, московские улочки освещены солнцем, яркие и чистые цвета скрывают приметы бедности окружающего мира. 

Художник входил в круг московской творческой интеллигенции и серьезно повлиял на расстановку сил в истории отечественного искусства как один из организаторов и активный участник выставок «Союза русских художников» и первой Выставки русского искусства в США в 1924 году. Сергей Виноградов был знаком с Игорем Грабарем и Сергеем Дягилевым, рыбачил с Федором Шаляпиным, гостил у семьи Мамонтовых в имении Головинка, играл в карты со Львом Толстым. Во многом благодаря вкусу, широкому кругозору и чутью Сергея Виноградова в России появились полотна выдающихся зарубежных мастеров: Поля Сезанна, Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других. Именно он увлек коллекционированием Михаила и Ивана Морозовых, а впоследствии курировал их собрания. Многие из этих произведений теперь украшают экспозиции центральных государственных музеев.

Музей русского импрессионизма продолжает тесно работать с региональными музеями. В это раз география выставки особенно широка: кроме работ из Москвы и Санкт-Петербурга, в экспозицию войдут произведения из частных коллекций и музейных собраний Иркутска, Архангельска, Омска, Казани, Петрозаводска, Барнаула и других городов России. Также запланирован показ картин из Беларуси, Литвы и Эстонии. В архитектуре выставки будет подчеркнута усадебная тема, занимающая отдельное место в творчестве Сергея Виноградова

Две работы Виноградова из Петрозаводска

Музей изобразительных искусств Республики Карелия предоставил для этой выставки, характеризующей наиболее полно наследие Сергея Виноградова, два живописных произведения из своих фондов.  Это камерная жанровая работа «В мастерской» 1900 года, приобретенная Русским музеем для Музея изобразительных искусств Карелии в собрании ленинградского коллекционера А. М. Аронова, и знаменитое полотно «Испанская танцовщица (Отеро)» 1903 года, переданное в наш музей из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников (ранее находилось в частном собрании С. Калинкиной).

С.А. Виноградов, «В мастерской», 1900 г.

Созданные в период порубежья XIX и XX вв., эти произведения демонстрируют новый этап в творчестве художника, базирующийся на совершенно иной основе, построенной на принятии современных тенденций как в русском, так и европейском искусстве.  Пройдя путь от сторонника деревенских сюжетов в духе передвижничества до импрессионистических пейзажей и поэтических усадебных видов и интерьеров, Виноградов по праву стал одним из лучших представителей русской импрессионисткой живописи, не отвергшим при этом и  традиций реализма.

В конце нулевых – начале десятых годов XX века центральной темой творчества Сергея Виноградова становится дворянская усадьба: художник пишет жанровые картины, пейзажи и интерьеры, завораживающие легкой воздушной живописью, передачей света, тонкой игрой цвета  —  проникнутые лиризмом работы воспевали уклад жизни, который безвозвратно уходил в прошлое. К подобного рода произведениям и относится  работа 1900 года «В мастерской».

В России того времени никто так хорошо не знал искусство импрессионистов, как С.А. Виноградов. Художник многократно бывал во Франции,  посещал галерею на улице Рю Лафитт в Париже, был знаком с Амбуазом Волларом, встречался с Огюстом Ренуаром, Роденом, творческой богемой  французской столицы.  После одного из таких визитов во Францию в 1903 году  и был создан женский портрет, который вошел в историю русской живописи под названием «Испанская танцовщица (Отеро)». Это самое «ренуаровское» произведение в наследии Виноградова — восхищение женскими образами Ренуара на какое-то время определило  манеру письма художника, да и сама модель была личностью неординарной и необычайно популярной, притягивающей к себе множество поклонников.

Королева Парижа

Художник изобразил легенду своего времени — это знаменитая французская актриса, певица, модель и танцовщица испанского происхождения, ставшая настоящим символом Belle Époque («Прекрасной эпохи»), Каролина Отеро, которая была известна просто как «Прекрасная Отеро» (La Belle Otero). Во французской столице ей дали еще одно лестное прозвище — «Королева Парижа».

С.А. Виноградов, «Испанская танцовщица (Отеро)», 1903 г.

Однажды в казино курортного городка Монте-Карло на Средиземном море Виноградов обратил внимание на красивую женщину. «Я наблюдал, как она играет: ей не везло, она ставила ”максимум” на стол, из большого мягкого нарядного мешка-ридикюля швыряла тысячи и все мимо. Ни один мускул не дрогнул на прекрасном лице. Мешок опустел до дна, и она ушла». Это и была знаменитая испанская певица и танцовщица Отэро.

Виноградов слышал о ней раньше: Прекрасная Отеро выступала в парижском театре Фоли-Бержер, концертном зале Олимпия, гастролировала в Австро-Венгрии, США, Аргентине, России (1898), познакомилась с Распутиным. Среди её поклонников были Вильгельм II, Николай II, Леопольд II, Альфонс XIII, Эдуард VII, Аристид Бриан, Габриеле Д’Аннунцио и многие другие. Из-за неё стрелялись на дуэлях, её портреты писали многие художники, модные фотографы снимали её для почтовых открыток. Она дружила с Колетт, соперничала с известнейшими красавицами эпохи — Лианой де Пужи, Клео де Мерод, Эмильеной д’Алансон. Отличалась поразительной жизненной силой и болезненной страстью к азартным играм.

В 1893 году она гастролировала в Москве в театре «Омон»,  а через пять лет в Петербурге ее танец был снят на кинопленку оператором Феликсом Мегишем, сотрудником братьев Люмьер, демонстрировавшим их фильмы Николаю II. В том же 1898 году, решив принести дань восхищения этой удивительной женщине, один из самых известных портретов эффектной танцовщицы написал Михаил Врубель (Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск).

А в наряде с соломенной шляпкой, очень похожем на тот, в котором Прекрасная Отеро плясала на записи Мегиша, ее изобразил Сергей Виноградов. На холсте большого размера (170 х 90) – молодая стройная женщина, в светлом струящемся платье, с шалью, в характерной позе танцовщицы, с согнутой в локте рукой. Изящная шляпка на гордо поднятой голове бросает тень на ее улыбающееся лицо, легко и непринужденно изображена изящная фигура, передано эмоциональное состояние модели: «В своем искусстве каскадной танцовщицы Отэро была талантлива, ярка, оригинальна, в красивейших костюмах, стройная, очень высокая, с волнующими руками. Длинные точеные ноги в танце как-то стремительно наступали на зал, и, казалось, вот-вот она очутится со сцены в рядах кресел. Она пользовалась очень находчиво освещением…», — так отзывался художник об Отеро в своих воспоминаниях. 

В 1910 танцовщица ушла со сцены, переехала в Ниццу. Жила в одиночестве на пособие, которое ей выплачивало казино Монте-Карло в память о тех миллионах франков, что Каролина Отеро проигрывала здесь прежде. Умерла Отеро в1965 году, прожив 96 лет.

«Испанская танцовщица» Сергея Виноградова – одна из жемчужин коллекции русского искусства МИИ РК, которая достойно представит  творческое наследие этого интереснейшего и незаслуженно  «нераскрученного» до представляемой в Музее импрессионизма юбилейной выставки  художника. 

P.S.   Эскиз к портрету «Испанская танцовщица (Отеро)»  находиться в личной коллекции Владимира Спивакова.

Эскиз к портрету «Испанская танцовщица (Отеро)» из личной коллекции Владимира Спивакова. Фото с сайта cultobzor.ru

Текст подготовлен Мельниковой Аллой Викторовной, хранителем музейной коллекции «Древнерусское искусство».

Поделиться: