Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Инклюзивные практики музея на всероссийском семинаре

Музей изобразительных искусств Карелии на протяжении многих лет планомерно создает и совершенствует инклюзивные продукты и услуги для особых целевых групп, а также постепенно формирует инклюзивную среду. Многие проекты являются флагманами в музейном сфере в России, а наработанные практики интересны коллегам из другим регионов.

Музей представил систему альтернативной коммуникации для детей с РАС на всероссийском научно-практическом семинаре «Социокультурные  практики для людей с РАС», организаторами которого выступили министерство просвещения Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет, федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ РОССИИ).

Важные темы освещались во время мероприятия, которое в онлайн формате посетили более 2000 педагогов с разных регионов России. Коллеги поделились опытом концептуальных подходов к включению детей и взрослых с РАС в досуговые и творческие виды деятельности, обсудили ключевые условия адаптации ребенка с РАС в социокультурной среде, технологии включения обучающихся с РАС в инклюзивные внешкольные мероприятия, зарубежные модели организации системы социокультурной интеграции на основе сетевого взаимодействия и привлечения людей с аутизмом в культурные институции (на примере Австралии и Великобритании). Подняли вопрос о проблематике включения людей с РАС в массовые инклюзивные фестивали и конкурсы, а также затронули тему  новейших научных исследований в сфере восприятия искусства детьми с РАС.

Музей изобразительных искусств Карелии представил опыт использования системы альтернативной коммуникации на музейных занятиях, которые посещают дети с РАС. Визуальные пособия на основе карточек PECS (Picture Exchange Communication System) для проведения экскурсий и творческих практических мастер-классов были специально разработаны для работы в художественном музее. Планшеты с карточками стали неотъемлемой частью занятий и помогают снизить коммуникационный барьер. Сумка учителя с набором карточек о ходе занятия помогает структурировать занятие и снизить возможность и неуверенность посетителей.

Такая инициатива стала возможной благодаря проекту CULTURE OPEN (КА 3018) программы приграничного сотрудничества «Карелия». В 2020 году музей стал финалистом и дипломантом ежегодного конкурса проектов международного фестиваля «Интермузей 2020» за разработку универсальной методики для людей с особыми потребностями.

Наталья Козловская, заведующая отделом развития поделилась с коллегами на семинаре особенностями этой технологии работы в художественном музее, что вызвало высокий интерес и понимание доступности этого метода. В секции семинара были также представлены музейные практики музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Третьяковской галереи, музея-заповедника «Царицыно», музея русского импрессионизма.

Выражаем благодарность за приглашение к участию в семинаре Евгении Хилькевич, руководителю направления социокультурной интеграции ФРЦ МГППУ и Динаре Халиковой, специалисту по социокультурным и инклюзивным проектам, члену Президиума Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России).

Поделиться: