Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Художник-пожарный: Ян ван дер Хейден «Городская площадь» (1676)

ян хейден, городская площадь, ведута, западно-европейское искусство, горизонт

30 апреля — День пожарной охраны! И, как оказалось, художники могут иметь самое прямое отношение к таким праздникам!

Ян ван дер Хейден «Городская площадь» (1676 г.)

Любуясь прекрасными городскими видами на картинах голландских художников XVII века, сложно себе представить, что один из самых виртуозных и искусных мастеров этой разновидности архитектурного пейзажа – Ян ван дер Хейден (Гейден) – был инженером и профессиональным пожарным, руководителем пожарной гильдии Амстердама.

Будучи молодым человеком, Ян ван дер Хейден стал свидетелем пожара в старой ратуше Амстердама, который произвел на него глубокое впечатление (в течении своей жизни он описал и зарисовал 80 пожаров практически во всех районах этого города). А позже, занимая различные высокие посты в органах власти Амстердама связанные с пожарной безопасностью и уличным освещением, он вместе со своим братом Николасом, инженером – гидротехником, усовершенствовал пожарные бранспойты и двигатели ручных пожарных машин, изменил дизайн пожарной машины, реорганизовал бригады добровольных пожарных, и даже написал и иллюстрировал первое руководство по пожаротушению (Bradspuiten-boek). А разработанная и реализованная Яном ван дер Хейденом комплексная схема освещения улиц Амстердама с использованием масляных фонарей, которая действовала с 1669 до 1840 года, была принята в качестве модели освещения для многих других городов Голландии и за рубежом.

Кроме инженерного образования, Ян ван дер Хейден получил образование и художника по стеклу и мастера витража, учась у своего брата Гориса ван дер Хейдена, который делал и продавал зеркала. Таким образом, в начале своего творческого пути будущий известный пейзажист практиковался в рисунках по стеклу, поэтому позднее, работая в технике масляной живописи, Ян ван дер Хейден демонстрировал ту исключительную точность мазка, которую дали ему многочисленные опыты росписи зеркал и которая стала отличительной особенностью его ведут*, совершенных по манере исполнения.

Городские пейзажи мастер начал создавать в Амстердаме, после его переезда с семьей из Горинкема в 1650 году. Он был идеальным архитектурным чертежником, в совершенстве владел линейной перспективой и «городской вид» стал главным в его пейзажном творчестве – многочисленные виды площадей, каналов, церквей, соборов, дворцов, общественных зданий, красивых улиц поражали современников и всех ценителей искусства изящной поэзией кирпичных стен, чистотой отражений зданий в каналах, игрой света и текучестью воздушной атмосферы, дрожанием листвы на деревьях, нюансами освещения и прозрачностью воздуха, изысканностью архитектурных деталей. Однако пейзажи Яна ван дер Хейдена не отличались высокой топографической точностью – он любил сочетать на одной картине архитектурные мотивы увиденные им во время своих путешествий по Европе с чисто голландскими мотивами, освещая их идеальным и поэтичным солнечным светом.

Ян ван дер Хейден оказал большое влияние не только на мастеров городского пейзажа XVII века, но и на художников этого довольно сложного жанра XVIII – XIX веков, которые по его примеру создавали «сентиментальный» образ города, умиротворенного и прекрасного, полного очарования и пронизанного серебристым светом прозрачного воздуха, а для ученых подобные «городские виды» стали незаменимым документальным и историческим материалом.

Картина «Городская площадь» (1676 г.) из собрания МИИ РК очень характерна для творческого наследия мастера и раскрывает еще один секрет этого удивительного художника – фигуры людей на его картинах писали его друзья, не менее знаменитые и известные мастера голландской живописи – Йоханнес Лингелбах, Адриан ван де Вельде и Эглон ван дер Нир.

Текст подготовлен Мельниковой Аллой Викторовной, хранителем коллекций «Древнерусское искусство» и «Русское искусство»

*Ведута (итал. veduta – увиденная, вид местности) — городской пейзаж. Термин возник в Венеции, где ведутами называли виды этого города и его окрестностей. Время расцвета ведуты – 18 в.

На фотографии: Ян ван дер Хейден. Городская площадь. Работа представлена в постоянной экспозиции Музея, зал западно-европейского искусства.

Поделиться: