Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Художник Оганес Зардарян. 105 лет со дня рождения

8 января 2023 г. – 105 лет со Дня рождения художника Оганеса Мкртичевича Зардаряна (1918- 1992).

  • Живописец, автор жанровых произведений, пейзажей, портретов
  • Учился в Ереванском художественном училище(1933-1937)
  • Участник выставок с 1942 г.
  • Народный художник Армянской ССР
  • действительный член Академии художеств СССР
  • Награжден орденом Дружбы народов (1978)

«Я не люблю писать просто виды, всегда стремлюсь к какой-то определенной цели, к выражению идеи, решаю ту или иную задачу, работаю для создания картины»

В этих словах, пожалуй, и заключается главное, основное для характеристики творческих принципов Зардаряна.

С особой ясностью творческая индивидуальность О. Зардаряна сказалась в его пейзажах. Их отличает особенная тонкость цветовых решений, обнаруживающая колористическое дарование художника. Пейзажи написаны легко, свободным, открытым мазком. Главное отличие пейзажных картин Зардаряна — ощущение безмерного величия природы, чувство ясности и покоя, охватывающее зрителя.

По глубине и значительности чувств пейзажи художника подлинно монументальны. Не мимолетное впечатление от пейзажа и не созерцательное отношение к природе, а познание ее закономерностей, познание конструкции пейзажа, его основных форм, захватывают мастера.

Ощущение легкости и свободы, охватывающих человека среди больших просторов расстилающего перед ним пейзажа, передает О. Зардарян в картине из нашего музейного фонда:

Тополя весной. 1957. Холст, масло. 60х90.

Пейзаж этой картины не является видом какого-то одного конкретного места. Она – мотив обобщающей природы Армении. Художника переполняет чувство гордости за красоту родной земли, ее величие и богатство.

О.М. Зардарян многое воспринял из традиций и русской и, главным образом, армянской живописи. Он учился на произведениях крупнейшего ее мастера – Сарьяна. Сарьяновские принципы живописного обобщения, его открытый и темпераментный колорит лежит в основе формирования метода Зардаряна. Но стихийная живописность сарьяновской школы в работах О. Зардаряна приобрела характер строго продуманной, в известной мере даже рациональной системы. В этой активности сознательного, логически ясного творческого начала, выступающего у Зардаряна как в отношении к миру в целом, к современной жизни и истории, к жизни природы и характеру человека, так и в приемах непосредственного изображения натуры, заключается современный характер его искусства, то важное и новое, что внесено им в армянскую школу живописи.

Поделиться: