Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Статья: Николай Ромадин. 120 лет со дня рождения

  • Живописец, пейзажист.
  • 1920 — 1923 гг. — учеба в Самарском художественно-педагогическом техникуме.
  • 1923 — 1930 гг. – учеба в Высшем художественно-техническом институте в Москве у А.А. Древина, Р.Р. Фалька, Д.А. Щербиновского.
  • Участник выставок с 1924 года.
  • 1928-1929 — член объединения «РОСТ» .
  • Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР и РСФСР.
  • Жил и работал в Москве.

Н.М. Ромадин. На Оке. Конец 1970-х. Источник: Николай Ромадин / Альманах. Вып. 456. СПб: Palace Editions, 2015

Художник, «умеющий жить в полном ладу со счастьем», — так назвал Николая Ромадина  многолетний друг и почитатель его таланта писатель Константин  Паустовский.  Николай Михайлович Ромадин стал классиком русского пейзажа уже в глазах современников. Талантливый художник, он получил благословление на занятие живописью от Михаила  Нестерова, был любим интеллигенцией и обласкан властью, объездил полмира, выставлялся в самых престижных залах.  Он избрал стезю пейзажиста  и всю жизнь посвятил воспеванию северной и  среднерусской природы. Художник  мог себе позволить  в законченных работах этюдную вольность, но  воспринимал ее, скорее, не как завоевание  свободы от дисциплины «большого стиля», а  как органическое наследие живописной  манеры мастеров «Союза русских художников». Он любил творчество Сергея Прокофьева, дружил с Павлом Кориным и Святославом Рихтером, размышлял о законах мироздания и искал вечный непреходящий «образ России».

Северная весна, 1955. Холст на картоне, масло. 38х99

И все же щемящая нота времени неизменно звучит в его всегда  очень точных и искренних работах. Это отголоски воспоминаний о массовом «паломничестве» интеллигенции на Север, культе древнерусского искусства и «волошинского» Крыма, удивительное ощущение «оттепели» как весны и пробуждения природы – утреннего солнца и ветра, полуденного тепла и света, романтики, неприукрашенной,  лишенной совершенства  и обязательного идейного подтекста природы. Ромадин  был художником-поэтом, владеющим не только нюансами  цвета, но нюансами чувства.

Ноябрь в Карелии, 1952. Холст на картоне, масло. 38,5х104,5

Мистицизм  художника, ярко выраженный в пейзажах, основывался на его глубоких убеждениях о сотворенности мироздания, одухотворенности его. Поэтически-сказочные мотивы помогали Ромадину «прятаться» от мучительных реалий жизни. В своих пейзажах мастер сохранял нетронутый человеком, древний, полулегендарный дух старины. В своих Дневниках 1948-1974 годов, художник писал: « И все я плачу о своей России, никто слез моих не видит за веточками, елочками, весенними разливами и думами, думами моими молчаливыми».

 Мы рады, что в фондах нашего музея  есть четыре работы  этого замечательного художника.

Зимний день, 1957. Картон, масло. 74х101

Весенняя радость, 1968. Картон, масло. 52,5х71,5

При написании  этого сообщения был использован текст из  вступительной статьи каталога выставки Н. М. Ромадина:

Николай Ромадин: [каталог]: альманах. Вып.456/ Гос. Рус. музей; [науч. рук. Евгения Петрова].- Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 2015.- 119 с.: ил., портр.

 

При написании этого сообщения был использован текст из вступительной статьи каталога выставки Н. М. Ромадина:

Николай Ромадин: [каталог]: альманах. Вып.456/ Гос. Рус. музей; [науч. рук. Евгения Петрова].- Санкт-Петербург: Государственный Русский музей, 2015.- 119 с.: ил., портр.

Поделиться: