Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Статья: Илларион Владимирович Голицын. 95 лет со Дня рождения

20 мая 2023 г. исполнилось 95 лет со Дня рождения русского художника Иллариона Владимировича Голицына (1928-2007).

  • График, живописец, автор статей об искусстве.
  • Народный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств, лауреат Государственной премии.
  • Участник выставок с 1954 г.
  • Жил и работал в Москве.

Мальчишки, 1975. Холст, масло. 99х80

И. В. Голицын по отцовской линии – потомок князей Голицыных, его мать – Елена Петровна, урожденная графиня Шереметева. Первые уроки художественного творчества Илларион Голицын получил от отца, известного художника Владимира Михайловича Голицына. 1946-1953 гг. – учеба в Московском высшем художественно — промышленном училище. Большое значение для формирования И. Голицына как художника имела встреча с выдающимся русским советским художником-графиком В. А. Фаворским. Под его влиянием Голицын серьезно увлекся линогравюрой и достиг в ней выдающихся успехов. Именно виртуозное владение техникой линогравюры, а позднее также ксилографии и офорта заставило многих исследователей видеть в Илларионе Голицыне прежде всего выдающегося художника-графика. Первые работы художника окрашены особым лирическим отношением к миру, его линолеум мягкий, лиричный, музыкальный. Голицын обращается к простым сюжетам повседневности, открывая в них поэзию и смысл как истинный художник. Обладая замечательным свойством самоконтроля, требовательности к себе, будучи человеком большой чести, Голицын сумел преодолеть инерцию стиля и обращается к рисунку, в котором полнее, чем в гравюре, ощущается акт творчества. Поощряемый своими товарищами по искусству Н. Андроновым, Д. Жилинским и А. Васнецовым, Голицын увлекся живописью. Живописная манера Голицына — широкая, свободная и экспрессивная, с преобладанием теплых, мажорных тонов.

Художник Владимир Андреевич Фаворский (1886-1965) за работой, 1961. Бумага, линогравюра. 34,5х47; 45,4х56

Его живописные работы разнообразны по жанру, но главное место занимают интерьеры– безлюдные или с изображением людей. Одним из неотъемлемых компонентов интерьера– окно и виднеющиеся за ним дерево как намек на генеалогическое древо. Это отчасти напоминает также композиционную схему портретов эпохи Возрождения (человек и открывающий пейзаж за ним), утверждающую связь личного и вселенского. «Живописью я занимаюсь постоянно и не помню больших перерывов в работе. Всегда считал и считаю ее главной моей целью. Она бездонна, бесконечна», — писал Илларион Голицын. В 2013 г. в Государственной Третьяковский галерее прошла выставка, посвященная 85-летию художника И. В. Глицына. Центральное место на выставке занимало полотно -четырехчастный «Большой красный интерьер с ночным окном», изображающий панораму комнат со стенами красного цвета, увешанными портретами и иконами. В них нет ни одного живого человека. Это произведение, написанное в 2006 г., стало как бы лебединой песней мастера. Илларион Владимирович Голицын трагически погиб год спустя в ДТП. Но его искусство продолжает жить, открывая все новые стороны и грани.

При написании этого сообщения были использованы материалы статьи: 

Соколовский Владимир. Открытие Иллариона Голицына: выставка в Государственной Третьяковской галерее// Владимир Соколовский. Искусство. Первое сентября: учебно-методический журнал для учителей МХК, музыки и ИЗО.-2013.-№11.- С. 10-13.-(Выставочный зал).

Поделиться: