Музей изобразительных искусств Карелии поделился своим опытом создания новых устойчивых инклюзивных культурных сервисов для особых целевых групп на вебинаре Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы (Москва).
Музей на протяжении многих лет создает инклюзивное пространство на своей площадке, реализуя разные проекты и инициативы. В этом году музей стал финалистов и дипломантом ежегодного конкурса проектов международного фестиваля «Интермузей 2020» за разработку универсальной методики для людей с особыми потребностями. Наталья Козловская – руководитель отдела развития – поделилась с коллегами из социальной и культурной сферы опытом создания системы визуальной поддержки музейных занятий для детей с РАС, а также процессом создания сенсорной комнаты на базе музея.
В рамках проекта CULTURE OPEN (КА 3018) программы приграничного сотрудничества «Карелия» Музей апробировал серию пилотных занятий для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с использованием метода визуальной поддержки и альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS (Picture Exchange Communication System).
Дело в том, что несколько лет подряд музей принимал группы детей с (РАС) в индивидуальном порядке. За это время был накоплен небольшой, но уникальный опыт. Занятия были высоко оценены родителями. Возникла необходимость создать более комфортную среду для принятия таких посетителей.
Сотрудники музея совместно с представителями проекта ПЛАНИК несколько месяцев разрабатывали новую услугу для людей с РАС. Команде проекта удалось создать визуальные пособия для проведения экскурсий и творческих практических мастер-классов специально для работы в художественном музее. Планшеты с карточками стали неотъемлемой частью занятий и помогают снизить коммуникационный барьер. Сумка учителя с набором карточек о ходе занятия помогает структурировать занятие и снизить возможность и неуверенность посетителей.
Наталья Козловская также отметила важность социальной истории, которая была разработана в видео и pdf формате для подготовки детей с РАС и их родителей к приходу в музей.
Немаловажным в проекте стала закупка оборудования – мягких пуфов и наплечников-утяжелителей для комфорта участников занятий.
Обучающий семинар для персонала музея стал отправной точкой понимания поведения и реакции особенных посетителей. Коллеги задавали вопросы, обсуждали возможную реакцию.
Продолжением создания среды для приема людей с РАС стал проект “Инклюзивная дизайн-программа “Дружелюбная среда для детей с РАС”, в рамках которого в музее будет создана сенсорная комната с арт-терапевтическими модулями и система навигации. Сенсорная комната – место, где люди с особенностями развития, в случае сенсорной перегрузки, могут отдохнуть и успокоиться. Этот проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов в партнерстве с АНО «Центр «Экология культуры».
Наталья Козловская рассказала о ходе реализации проекта, представила дизайн-проект комнаты, созданный группой дизайнеров из Санкт-Петербурга – Анастасией Дубровской и Андреем Скрицким, отметила функционал модулей, предназначенных для аудиалов, визуалов и кинестетиков. Заметим, что часть модулей будет создана по проекту CULTURE OPEN, что создаст большую востребованность и устойчивость проекта.
В настоящее время открытие комнаты было перенесено на октябрь 2020 года из-за пандемии, ремонтные и установочные работы продолжаются.
Модератор встречи Владислав Павлов, преподаватель кафедры социальных технологий ИДПО, представил музей, как один из флагманов в развитии инклюзивной среды в музейном сфере в России.