До 7 февраля в Музее изобразительных искусств Карелии работает персональная юбилейная выставка Аркадия Ивановича Морозова «Случилось. Вокруг пустоты».
Необычные работы художника восхищают, удивляют, пугают, но, в любом случае, не оставят вас равнодушными. Предлагаем перед посещением выставки прочитать интервью с Аркадием Морозовым, и, может быть, работы художника раскроют вам свои секреты или предстанут в новом свете.
Что повлияло на тот факт, что вы стали художником?
— Что повлияло не знаю. В 6 лет заявил маме, буду художником.
Есть ли у Вас другая профессия или образование? Работали ли Вы в какой-либо другой сфере, не связанной с искусством?
— Преподаватель ИЗО. Работать приходилось много, в разных местах. Много преподавал, был оформителем, дизайнером, методистом в Министерстве культуры, работал иллюстратором в журналах и книжном издательстве, театре и много чего еще.
Жалели ли Вы когда-нибудь о выбранном профессиональном и творческом пути?
— Нет, не жалел.
Почему “Случилось. Вокруг пустоты”? Это выражение мысли о том, как мало талантливого вокруг? В целом в стране и в мире или в современном искусстве? Или же что-то другое?
— У каждого зрителя свое понимание пустоты, и каждый будет прав. Пустота́ — широкое физическое или философское понятие, означающее отсутствие содержания, заполнения чего-либо, также — неясность или отсутствие понимания. Термин, близкий к понятию «Ничто», а временами совпадающий с ним. В буддизме пустота — то же, что шуньята. Посему сложно в двух словах объяснить. Поразмышлял, и название пришло.
По какому принципу выбирали работы к выставке: по времени создания или все работы объединены общим замыслом?
— Все показать нет возможности, от многих произведений пришлось отказаться, лишнее отбросил, остались 2 периода и пауза между ними, что тоже можно трактовать как пустота. Общего замысла нет, но как выяснилось есть общее, что их объединяет.
Работы каких молодых карельских художников заслуживают внимания, по Вашему мнению?
— Выставка «МЫ» покажет.
Почему так кардинально отличаются сюжеты и стиль в работах раннего периода (офорты 80-90х гг. в 1м зале выставки) и работы последних лет — линогравюры? Это влияние жизненного опыта, потребность в постоянном развитии и переменах или что-то другое?
— Вы сами ответили. И, конечно, я меняюсь.
Как появляются все эти необычные создания, которых мы видим на Ваших работах? Из снов, фантазий, впечатлений?
— Не знаю, не думал. Все витает в воздухе, сами приходят.
Почему так много образов, связанных с животными?
— Человек тоже животное. Метафоры, образы и т.п.
Почему женщины так часто в образе лягушек? Веяния фольклора? Но ведь в фольклоре были и царевны-лебеди, и девушки, превратившиеся в грациозных оленей, уточек и т.д. Или просто личное восприятие?
— Мифология и психология, и личные соображения тоже. Может и уточки появятся.
Есть ли работа, которая особенно дорога Вам, ценна для Вас лично? И почему?
— Не знаю, скорее нет такой. Все мои дети.
Ваши работы необычны. Как Вы относитесь к критике? А к похвале и восхищению зрителей? Влияет ли это на Ваше дальнейшее творчество?
— Спокойно, с интересом. Теперь не влияет.
Создаёте ли вы работы на заказ или же покупатели могут выбрать только среди готовых произведений?
— На заказ давно не работаю. Покупатели могут выбрать только среди готовых произведений.
Как художник определяет ценность и стоимость своей работы?
— Исходя из рынков и возможностей покупателя, а также от спроса.
Тиражная графика подразумевает любое количество работ (линогравюры, офорты), считать ли это повторение оригинальной работой художника, ведь она могла быть создана абсолютно другим человеком? Не обесценивает ли возможность создания повторений сам оригинал работы?
— Офорт позволяет делать большие тиражи, линогравюры делаю с одной доски (формы) тиражом 5-10 листов в зависимости от темы. Весь тираж оригинален, оттиски отличаются друг от друга. А копия делается другим художником, готовится новая форма от начала и до печати. Обесценивается ли работа Рембрандта от количества даже хороших копий? Тираж и копия не одно и тоже. Оригиналом считаются даже те оттиски, которые напечатаны с «доски», сделанной художником и напечатанные под его контролем. Печатать мог другой человек, по крайне мере в прошлые времена художники могли себе такое позволить.
Какова судьба “Графического центра”, созданного Вами в 2013 году?
— Ребята продолжают работать и развиваться как самостоятельные художники. Устраивают совместные выставки, привлекают новых людей в свою мастерскую.
Что Вы посоветуете зрителям, которые придут на Вашу выставку? Нужно ли им как-то подготовиться, чтобы их путешествие среди Ваших работ было более наполненным и информативным для них, или же лучше начинать просмотр с “чистого листа”?
— Смотреть, проникаться. Смотри и увидишь.
На фотографиях: работы А.Морозова. Выставка «Случилось вокруг пустоты»