Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Еще несколько картин из коллекции Музея ИЗО РК «усыновлены» Н.А.Водиняпиным

Благодаря постоянной поддержке Николая Александровича Водиняпина в рамках акции «Усынови картину» Музею изобразительных искусств удалось оформить в новые рамы еще несколько  уникальных произведений живописи и графики из коллекции Музея. Каждое из этих произведений заслуживает особого внимания и упоминания.

Цыбасов М.П. (1904-1967) «Автопортрет». 1933-1934.

Михаил Петрович Цыбасов живописец, график, художник кино. Член объединения «Мастерская аналитического искусства»  (школа Филонова). Отличительной особенностью личности художника была самодисциплина, тщательное исполнение того, за что он брался, переросшие в профессионализм и позволившие творчески освоить принцип «сделанности» — один из важнейших в системе аналитического искусства.  В своём творчестве Цыбасов много внимания уделял созданию автопортретов. Совпадая с определёнными вехами жизни, автопортреты  в целом составляют своеобразный дневник  творческого пути художника. Самыми трудными в жизни Михаила Цыбасова оказались 1930-е годы – время замалчивания и гонений. В этот сложный период в объединении «филоновцев» происходит  раскол. Оставаясь верным своему учителю и аналитическому методу, Цыбасов в 1933-1934 годах создает одно из лучших своих произведений  — автопортрет. В нем удивляет умение художника изобразить строгость, напряженность позы в сочетании с мягким, лиричным взглядом. Теплый цвет румяного лица подчеркивает северное происхождение художника, незапятнанность его души, радостное мироощущение. И только слегка обозначенная горькая складка у губ говорит об испытаниях, выпавших на долю живописца.

Также в новые рамы были оформлены графические и живописные произведения Бориса Алексеевича Смирнова — Русецкого из цикла «Север»: «Озеро Вудьярв» (1935г.), «Серый день» (1977г.) «Скалистый берег» (1969г.), и из серии «Осенние раздумья» «Подмосковье» (1976г.)

Борис Смирнов-Русецкий (1905-1993) Живописец, график, член творческой группы «Амаравелла».

Большое влияние на творчество художников «Амаравеллы» оказала встреча с Николаем Константиновичем Рерихом.  Одно из положений Манифеста группы «Амаравеллы» звучит так: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Художники настаивали на «несказанности» своего искусства, его проникновении в «нездешнее». Они пытались соединить земное и небесное, реалистическое и фантастическое. Именно эта попытка синтеза, поиск гармонии мира так интересны в их творчестве.  К сожалению, члены группы «Амаравелла» разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. В 30-х годах группа была репрессирована, в 1941 году Борис Алексеевич был арестован, за этим последовали четырнадцать лет лагерей и ссылки. За время заключения большинство его работ были утрачены.

Благоприятные условия для творческой работы сложились у Б.А.Смирнова-Русецкого лишь во второй половине 1950-х годов. Художник переживает яркий творческий взлет. Он работает много и плодотворно, путешествует,  реализуется многое из того, что было задумано в двадцатые и тридцатые годы, рождаются новые замечательные циклы картин, совершенствуется живописный язык мастера, его письмо становится все более тонким и одухотворенным. После реабилитации художник создает циклы «Валдай», «Русский Север», «Алтай» и др., написанные в основном в технике многослойной пастели им самим разработанной. В этих полотнах художник отразил мысли о самом важном, восторгался туманами и звездами, ароматом трав и силуэтами берез. Не сломленный пятнадцатилетним заточением в ГУЛАГе, он продолжал писать оптимистичные полотна. Художник-космист твердо верил, что будущее прекрасно и светло, что Вселенная едина и гармонична. И главное в этой Вселенной – человек.

После реставрации оформлена в новую раму работа Алексея Петровича Ткачева «Весна. Деревня Валентиновка».

Ткачев Алексей Петрович Род. 1925. Действительный член Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.Народный художник СССР.

В центре внимания художника, выросшего в селе – русская деревня, сюжеты и герои его картин реальные люди – соседи, родные, друзья. Художник стремится к созданию типических образов, национальный характер.  Обращение художника к сельской тематике сближает его творчество к актуальным в 1960-70-х гг тенденциям в литературе и прозе писателей «деревенщиков» (Ф.А.Абрамов, В.И. Белов, В.М.Шукшин), открывших новый взгляд на трагедии и силу правды людей, живущих на земле. Посвятив свое творчество русской деревне и красоте родной земли, мастер рассказал зрителю о духовной мощи русского народа так, как до сих пор не удавалось сделать никому.

Материал подготовлен Киселевой Ю.П.

Музей изобразительных искусств Республики Карелия сердечно благодарит Водиняпина Н.А. за оказанную помощь в рамках акции «Усынови картину»!

Уважаемый Николай Александрович, желаем Вам успехов во всех начинаниях, благополучия, процветания, и надеемся на дальнейшее сотрудничество в работе по  сохранению культурного наследия и музейного фонда Российской Федерации.

Поделиться: