16 июля 2022 г. – 100 лет со Дня рождения художника Анатолия Павловича Левитина (1922 — 2018).
График и живописец, автор тематических картин, портретов и пейзажей. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е.Репина Всероссийской академии художеств (1941-1951 гг., с перерывом в годы войны) у Б. Н. Иогансона.
Заслуженный художник РСФСР, член – корреспондент Академии художеств СССР. Жил и работал в Санкт-Петербурге.
В фондах Музея изобразительных искусств Карелии хранится всего одна работа этого художника:Портрет Лысько – знатной телятницы колхоза «Лесное», 1951.
О том, как была написана эта картина, подробно описывает сам художник в книге: Анатолий Левитин, Наталия Тригалева. Портрет художника на фоне эпохи. Представляем несколько отрывков из главы этой книги, которая так и называется «Моя первая картина «Телятница Лысько».
«Еще не прошло некоторое «отупление» после защиты дипломной работы, а уже наступила пора сдачи аспирантских экзаменов: требовалось написать портрет и придумать композицию. Поехал в загородный животноводческий совхоз «Лесное». Брожу по фермам, осматриваюсь: мычат буренки, поворачивая ко мне черно-белые морды с мокрыми носами, пьянею от головокружительной смеси запахов парного молока и свежескошенной травы. Выхожу на воздух и вижу чудо: прямо на меня, хлопая мечеными ушами, бегут и останавливаются как вкопанные пять черно-белых телят костромской породы. Глупо таращатся на меня, и не представляют, как умопомрачительно они хороши на сочной ярко-зеленой траве! А за ними — опрятная, в ослепительно белом глаженом халате сорокалетняя тетка с добрейшей физиономией – Текла Калиновна Лысько. Больше никуда не пошел. Решение пришло сразу: буду писать композиционный портрет «Телятница Лысько». Оставив этюдник и холсты в телятнике, каждый день ездил к свой Текле – милому и скромному созданию. Позировала она старательно, несмотря на то, что телячья жизнь постоянно отвлекала: то корм подай, то молоком напои. Хорошо жилось телятам у Теклы: бегали, прыгали, бодались. Все это хотелось передать в портрете. Вернее, по сути дела, получилась портрет-картина, или групповой портрет.
Картину сразу приняли на Всесоюзную выставку, проходившую в Московском Манеже. Картина имела успех, о ней написал журнал «Искусство», и она была помещена на обложке журнала «Огонек». В связи с чем, за подписью главного редактора «Огонька», я получил письмо, в котором излагались претензии одного из читателей журнала автору картины «Телятница Лысько». Во-первых, читатель был недоволен тем, что телята разной масти: черные и рыжие с белыми пятнами. Он был абсолютно прав. Я писал телят одной костромской породы, черных с белым, а в плохой репродукции освещенный солнцем черный цвет получился коричневым. Что касается второй претензии, почему телята пьют молоко из ведра, а не из автопоилок, то я этих автопоилок в глаза не видел. Когда же я об этом рассказал Текле Калиновне, она ответила, что пить из автопоилок телята наотрез отказываются».
Это произведение, поступившее из Министерства культуры СССР в 1961 году неоднократно экспонировалось на музейных выставках, всегда вызывало неподдельный интерес у посетителей и имела большой успех особенно у детской аудитории.
Текст подготовлен Ириной Шосс, библиотекарем Музея изобразительных искусств Карелии