15 сентября – 95 лет со дня рождения карельского художника Сергея Ивановича Грязева (1920 — 2009).
С. И. Грязев родился в д. Нестеровичи Кировской области. Художественное образование получил в Кировском художественно-педагогическом училище (1938-1940), а затем в Высшем художественно- промышленном училище им. В. И. Мухиной в Ленинграде (1946-1952).
Участник Великой Отечественной войны. Член Союза художников СССР с 1957 г. Заслуженный работник культуры Карелии. График и живописец.
В 1954 г. С. И. Грязев приезжает в Петрозаводск, который и становится для него на всю жизнь местом приложения творческих сил. В ходе многочисленных поездок по Карелии, Сергей Иванович лучше узнает неповторимую северную природу, влюбляется в Карелию, ее людей. Эта любовь отразилась в десятках живописных и графических работах. Тематика их разнообразна – от осенних видов Приладожья, Валаама до сцен труда рыбаков или будней пограничников. Помимо пейзажей художник отдал дань и жанру натюрморта.
Как зрелый мастер, Грязев проявил себя, в первую очередь, в офорте – сложнейшем виде графики. В 1960-е годы офортом занимались такие известные карельские мастера как З. Е. Львович и Г. А. Стронк. Эстампная графика приобрела большую популярность у художников: офорт позволяет передать тончайшие цветовые отношения, характерные для Севера — белые ночи, время осенних туманов или долгая северная зима.
«Почему вдруг офорт? Шел поиск. Сложившиеся образы требовали выхода, а офорт – техника, способная дать достаточно сильные живописные эффекты. Здесь можно проверить ценность своих наблюдений, предложить зрителю нечто законченное», — сказал С. И. Грязев в одном из интервью.
Своеобразная зернистая фактура, серебристо-серый свет оттиска, сдержанность пластической интонации – все отвечает характерным краскам края, строгому, часто пасмурному состоянию погоды. Особенно поразило Грязева рыболовство в студеных морях. Захотелось рассказать обо всем увиденном просто, без ложного пафоса. Работа «Вяжут сети» — об извечном занятии женщин-рыбаков. «Погрузка соли» — лист, удивительно точно передающий холодное настроение дождливого дня, будничность труда.
Столь же достоверно художник изображает прионежскую деревню, рабочий поселок. Своеобразный уют села, обжитость берега раскрываются особенно отчетливо в «Раннем снеге», «Начале зимы».
Все произведения С. И. Грязева полны любви к ставшему родному северному краю, учат видеть и чувствовать красоту и гармонию мира, поэзию труда.