7 июля 2015 г. – 90 лет со дня рождения русского художника Гелия Михайловича Коржева (Коржев — Чувилёв) (1925 — 2012).
Родился в Москве. Отец – архитектор, с детства Г. Коржев приобщался к искусству естественно и органично, тем более что его дед был художником-любителем.
Учился Г. М. Коржев в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1944 – 1950) у С. В. Герасимова. Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище, был председателем правления Союза художников РСФСР (1968 — 1976).
Критика советского периода относила Г. М. Коржева к авангарду поколения «шестидесятников», к первой творческой генерации послесталинской эпохи, к лидерам «сурового стиля».
В современное искусство Гелий Коржев вошел как автор крупномасштабной тематической картины, как мастер «большого стиля». Его триптих «Коммунисты», серия «Опаленные огнем войны» были честным и мужественным осмыслением узловых событий отечественной истории ХХ века. В 80-е годы возрастают интонации драматизма, напряжённого гражданского беспокойства в творчестве художника.
Одна из главных тем творчества Г. Коржева – война. Без преувеличения можно сказать: война и связанные с ней тяжкие испытания сформировали Гелия Коржева как человека, художника, гражданина. Первая самостоятельная картина молодого художника называлась «В дни войны». Показанная на московской молодёжной выставке в 1954 г., она сразу привлекла к себе внимание. Пройдет пять лет упорных поисков своего почерка, своего стиля, своей проблематики и Коржев вновь вернется к образу войны. Цикл его картин «Опаленные огнем войны» включают полотна: «Проводы», «Заслон», «Следы войны», «Мать», «Старые раны». Каждое из них – содержательное, глубокое по мысли, оригинальное по композиционному строю произведение. Они являют собой эпическую панораму жизни, борьбы, страданий, свершений советских людей в годы войны. Картины, посвященные войне, поражают своей мощью, психологической мотивированностью сюжета, общей гармонией, правильно найденным композиционным и живописно-пластическим решением.
Сдержанное противостояние вождя и многострадального народа, острое переосмысление судеб Родины, диалог власти и народной правды заключен в полотне «Беседа».
Как личную трагедию воспринимал Коржев нравственный и духовный упадок общества. Абсурдность этого мира, распад человеческой личности воплоти он в композициях «Мутанты», «Танец смерти», в них сочетаются черты средневековой образности, крик души, затронутой сомнениями и болью и, конечно, отточенность, выразительность, глубокая современность пластической формы.
Кончина Г. М. Коржева вызвала скорбные отклики его коллег. Художник Олег Савостюк пишет: «Последняя работа Г. Коржева – две фигуры. Мужчина и женщина, две фигуры, а на самом деле вся больная Россия стоит у обшарпанной стены какого-то заброшенного двора. Стена не только опора. Часто стена – это фон для приговора. Так и тут. В руках у этих людей – водка, пустота и лишь воспоминания о разрушенном прошлом. Никому до них нет дела, как, впрочем, и до самого автора этой эпохальной вещи. Здесь заложена неотразимая сила коржевской правды, сила его наблюдений, его разума и, можно сказать, гениальности творца. Коржев вошел в историю великой русской живописи как продолжатель ее традиций, ее значительности для людей. Он – гордость нашей страны, хранитель ее культуры. Его работы – это летопись всех событий и дел, школа на будущее».