Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 90 лет Художественному объединению «ОСТ»

Наташа на стуле (портрет Н.П.Кончаловской в детстве). 1910

В 2015 году – 90 лет Художественному объединению «ОСТ» (1925 – 1932).

Художественное объединение «ОСТ» (Общество художников-станковистов) было основано в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа под руководством Д. П. Штеренберга.

Идеологами общества были Соломон Никритин, Климент Редько, Александр Тышлер, Сергей Лучишкин (проекционисты из группы «Метод»), небольшая  группировка графиков-полиграфистов «Объединения трёх» (Александр Дейнека, Юрий Пименов и Александр Гончаров) и «конкретивисты» (Петр Вильямс, Константин Вялов, Юрий Меркулов и др. ).

Общая направленность живописцев ОСТа была определена интересом к динамизму и монументальной форме, близкой плакату. Именно это сочетание увлекло их в работах экспрессионистов: социальная заостренность дополнялась гротеском, напряжённой и лаконичной пластикой, условным цветовым решением. Все это в интерпретации ОСТа накладывалось на романтизацию индустриального мира, подчёркнутое внимание к техническим деталям, к конструкции машины. Помимо эстетики производства в фокусе остовцев были темы так называемого нового быта – спорт, отдых в парке, праздники и демонстрации.

Первая выставка состоялась в 1925 г. в Музее живописной культуры на Рождественке. Всего на ней было показано двести работ, большинство из которых стали для своего времени новациями в области живописного языка. Среди картин, которые сразу привлекли внимание критики на этой выставке и прозвучали как часть манифеста ОСТа, можно назвать «Портрет Мейерхольда» Петра Вильямса и картины А. Дейнека — «Перед спуском в шахту» и «В штреке». Во всех чувствуется наследие авангарда, но двухмерное условное пространство выступает как вспомогательная деталь, как театральный задник в сочетании с конкретно, в сохраненном объеме и пропорциях, изображенной фигуры.

Портрет В.Э.Мейерхольда. 1925. Государственная Третьяковская галерея
Перед спуском в шахту. 1925. Государственная Третьяковская галерея

Александр Лабас нередко выбирал темы, связанные с самолетами, дирижаблями, поездами. Элемент смещения реальности, футуристической красоты присутствовали для него в самом факте полета внутри машины и подземного путешествия в освещенном туннеле по движущейся металлической лестнице.

Первый советский дирижабль. 1931
Пионер. 1934. Курская картинная галерея имени А.А.Дейнеки.

Художники ОСТа очень активно включились в создание газетной и журнальной графики, делая иллюстрации или новаторские макеты, где свободно сочетали фотоколлаж с рисунком. Значительное влияние оказывала на многих художников того времени журнальная графика Дейнеки, Пименова, Куприянова.

По мере того, как ОСТ становился заметнее, принять участие в выставках стремилось все больше молодых художников, значительная часть которых приходила из мастерской Штеренберга во ВХУТЕМАСе. Единство манифеста становилось условностью, внутри объединения появилось множество группировок.

Свадьба на завтрашней улице. 1962. Государственная Третьяковская галерея
Мужской портрет (поэт Мадзин). 1914. Собрание семьи художника

Урбанизация, техницизм, движение – темы, которые изначально объединяли проекционеров с конкретивистами, — оформились к концу 1920-х годов в несколько самостоятельных направлений.

Первым, в 1928 г. из ОСТа вышел А. Дейнека, через три года отделились двадцать художников, не согласных с группой Штеренберга, организовав собственное «пролетарское» объединение «Изобригада». В него вошли Лучишкин, Вялов, Вильямс, Пименов и другие мастера, которые продолжали темы спорта и индустриального пейзажа.

К сожалению, и ОСТ и «Изобригада» долго не просуществовали: в 1932 г. все художественные группы были распущены из-за создания Союза советских художников.

Искусство А. Дейнеки, особенно 20-х – начала 30-х годов, оказало влияние на творчество современных русских художников: Е. Моисеенко, А. Мыльникова, Т. Салахова, А. Оссовского, В. И. Иванова.

В фонде библиотеки музея материалов об ОСТе не так много, они исчисляются несколькими журнальными статьями и книгой: В. Костин. ОСТ (общество станковистов).- Ленинград: Художник РСФСР, 1976 .- 156 с., ил.

Поделиться: