В 2015 году – 90 лет Художественному объединению «ОСТ» (1925 – 1932).
Художественное объединение «ОСТ» (Общество художников-станковистов) было основано в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа под руководством Д. П. Штеренберга.
Идеологами общества были Соломон Никритин, Климент Редько, Александр Тышлер, Сергей Лучишкин (проекционисты из группы «Метод»), небольшая группировка графиков-полиграфистов «Объединения трёх» (Александр Дейнека, Юрий Пименов и Александр Гончаров) и «конкретивисты» (Петр Вильямс, Константин Вялов, Юрий Меркулов и др. ).
Общая направленность живописцев ОСТа была определена интересом к динамизму и монументальной форме, близкой плакату. Именно это сочетание увлекло их в работах экспрессионистов: социальная заостренность дополнялась гротеском, напряжённой и лаконичной пластикой, условным цветовым решением. Все это в интерпретации ОСТа накладывалось на романтизацию индустриального мира, подчёркнутое внимание к техническим деталям, к конструкции машины. Помимо эстетики производства в фокусе остовцев были темы так называемого нового быта – спорт, отдых в парке, праздники и демонстрации.
Первая выставка состоялась в 1925 г. в Музее живописной культуры на Рождественке. Всего на ней было показано двести работ, большинство из которых стали для своего времени новациями в области живописного языка. Среди картин, которые сразу привлекли внимание критики на этой выставке и прозвучали как часть манифеста ОСТа, можно назвать «Портрет Мейерхольда» Петра Вильямса и картины А. Дейнека — «Перед спуском в шахту» и «В штреке». Во всех чувствуется наследие авангарда, но двухмерное условное пространство выступает как вспомогательная деталь, как театральный задник в сочетании с конкретно, в сохраненном объеме и пропорциях, изображенной фигуры.
Александр Лабас нередко выбирал темы, связанные с самолетами, дирижаблями, поездами. Элемент смещения реальности, футуристической красоты присутствовали для него в самом факте полета внутри машины и подземного путешествия в освещенном туннеле по движущейся металлической лестнице.
Художники ОСТа очень активно включились в создание газетной и журнальной графики, делая иллюстрации или новаторские макеты, где свободно сочетали фотоколлаж с рисунком. Значительное влияние оказывала на многих художников того времени журнальная графика Дейнеки, Пименова, Куприянова.
По мере того, как ОСТ становился заметнее, принять участие в выставках стремилось все больше молодых художников, значительная часть которых приходила из мастерской Штеренберга во ВХУТЕМАСе. Единство манифеста становилось условностью, внутри объединения появилось множество группировок.
Урбанизация, техницизм, движение – темы, которые изначально объединяли проекционеров с конкретивистами, — оформились к концу 1920-х годов в несколько самостоятельных направлений.
Первым, в 1928 г. из ОСТа вышел А. Дейнека, через три года отделились двадцать художников, не согласных с группой Штеренберга, организовав собственное «пролетарское» объединение «Изобригада». В него вошли Лучишкин, Вялов, Вильямс, Пименов и другие мастера, которые продолжали темы спорта и индустриального пейзажа.
К сожалению, и ОСТ и «Изобригада» долго не просуществовали: в 1932 г. все художественные группы были распущены из-за создания Союза советских художников.
Искусство А. Дейнеки, особенно 20-х – начала 30-х годов, оказало влияние на творчество современных русских художников: Е. Моисеенко, А. Мыльникова, Т. Салахова, А. Оссовского, В. И. Иванова.
В фонде библиотеки музея материалов об ОСТе не так много, они исчисляются несколькими журнальными статьями и книгой: В. Костин. ОСТ (общество станковистов).- Ленинград: Художник РСФСР, 1976 .- 156 с., ил.