Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 65 лет со дня рождения художника Карелии Аркадия Морозова

Воз сена. 1987г. Бумага, офорт, акватинта.

27 января 2015г. — 65 лет со дня рождения художника Карелии Аркадия Ивановича Морозова (1950 г.).

Живописец, график и педагог, Аркадий Морозов в искусстве Карелии — фигура заметная. В культуру нашего края он, бесспорно, вошёл как Мастер актуального современного искусства.

Современная эпоха потребовала у художника другого мышления, полностью разрушив привычную систему ориентиров. Аркадия Морозова она привела из лагеря «ставящих вопросы перед обществом» в стан «задающих вопросы самому себе». Со страстностью ренессансного учёного он принимается препарировать себя и окружающую реальность в поисках фундаментальных основ человеческого сознания и бытия.

В 1987-1992 гг. приходит пик неформальной активности в Петрозаводске с местными «открытиями» первых альтернативных выставок, перформансов, инсталляций, хеппенингов, — автором, участником или инициатором многих из которых был А. Морозов.

Воз сена. 1987г. Бумага, офорт, акватинта.
Заонежье. 1998г. Бумага, офорт, акватинта, акрил.

Сначала был «художник-наблюдатель», в чьих произведениях непосредственно передавались жизненные впечатления, детские воспоминания Аркадия Морозова («Молоко». 1986, «Лодочник». 1986). На смену ему пришёл «художник-поэт», наполнивший мир уже знакомых реальных образов неожиданными метафорами, перемещая в необычную среду всем привычные объекты: дома, деревья, телеги, рыб, — он превратил их в философские символы, ставшие героями его офортов-притч. А дальше было «рукой подать» до сакральности первичных визуальных форм-структур: круг, треугольник, квадрат, — в манипуляциях с которыми невозможно обойтись без наследия авангарда, чей универсальный лексикон позволил Аркадию Морозову заговорить современным языком о глобальных темах философии, человеческой природы.

Творческая деятельность Мастера давно переросла академические рамки, перейдя в область современного искусства, сознательно отрицающего видовые, стилевые и цеховые нормы.

Текст по материалам вступительной статьи к каталогу выставки «Аркадий Морозов. Время 0» М. Юфа.

Семейный портрет. 1999г. Плита твердая, техника смешанная, акрил, белила.

Барабанщица. 1989г. Бумага, офорт цветной.
Ржавчина. 1997г. Плита твердая, коллаж, техника смешанная.

Поделиться: