Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой — 3 июня — 135 лет со дня рождения художника Михаила Федоровича Ларионова (1881-1964)

Михаил Ларионов,  наряду с Казимиром Малевичем и Василием Кандинским, был центральной фигурой русского авангарда. В его картинах  сконцентрировались художественные приемы и методы разных стилей и эпох – от импрессионизма,  фовизма, экспрессионизма до русской иконы, лубка, фольклорного искусства; он стал также создателем собственной  живописной системы, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве.

Ученик И. Левитана и В. Серова, Михаил Ларионов был истинным вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской  сцене. Однако, его исключительная одаренность проявилась не только в организации художественных объединений, устройстве эпатажных выставок, но и в создании полотен, многие из которых можно назвать живописными шедеврами.

Дар Ларионова проявился уже в самых ранних его холстах, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментарных композиций.

Например, холст «Фруктовая лавка»(1906) предвосхитил целый ряд тенденций как в творчестве самого Ларионова, так и процессе развития  русского авангарда.  Сочная живопись, положенная уверенными касаниями  кисти, любовно воспроизвела картину  полуденной жизни в южном городке, где яркость цветов усилена жарким солнцем- сгармонизированность ее невесомого красочного слоя являла достойную  колористическую задачу, блестяще разрешенную молодым художником.  Примечательность «Фруктовой лавки» заключалась и в том, что она представляла собой произведение своеобразного синтетического жанра, ибо соединила  бытовую сценку, портрет, в какой-то степени – пейзаж и к тому же  с нескрываемым удовольствием «процитировал» вывеску фруктовой лавки, то есть тот  предмет фольклорного творчества, который скоро станет символом, знаком обращения русских  авангардистов к искусству городских низов: вывеска, лубок, росписи подносов. Они призваны были, по их мысли, обновить своими формальными приемами и  жизнеутверждающей мощью высокое профессиональное искусство.

Любовь к вывескам привет художников круга Ларионова к открытию творчества Нико Пиросманишвили, продиктует стилистику  целого направления в русском искусстве – неопримитивизма,  инициатором  которого будет все тот же Михаил Ларионов, поддерживаемой женой и единомышленницей Натальей Гончаровой.

Поделиться: