Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

27 января исполняется 180 лет со дня рождения И.И.Куинджи

27 января 2022 г. исполняется 180 лет со дня рождения замечательного русского художника Архипа Ивановича Куинджи (1842 — 1910).

Живописец. Пейзажист.Учился в Общей художественной мастерской в Феодосии у И. К. Айвазовского. Действительный член Академии художеств, профессор, один из основных организаторов объединения художников (1908-1910, с 1911 г. – «Общество им. А. И. Куинджи»).

В судьбе художественного наследия Архипа Куинджи – певца света, романтика и философа, нашедшего новые пути в развитии русского пейзажа, — было много необычного, как и в жизни этого в высшей степени неординарного человека. Достаточно вспомнить беспрецедентный успех его полотен, а затем неожиданный уход «со сцены», длившееся долгие годы «молчание» мастера, но при этом интенсивную творческую работу, скрытую от посторонних глаз.

Если бы не прозорливый П. М.Третьяков, купивший в 1870-1880 гг. восемь нашумевших полотен Куинджи, можно было бы сказать, что сотни неизвестных произведений мастера оказались сосредоточенными и фактически спрятанными в его квартире. По духовному завещанию Куинджи, имеющиеся у него работы перешли в собственность «Общества им. А. И. Куинджи». Оно было основано в 1909 г. по инициативе и на средства художника усилиями его учеников.

Не получив профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом («Украинская ночь», «Закат солнца в лесу» и др.).

Говоря об А. И. Куинджи, нельзя не сказать о работе «Лунная ночь на Днепре» (1880 г.) — крупнейшем творческом достижении художника. Куинджи достиг в этой картине до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения, заставив зрителя словно воочию убедиться в реальности лунного свет а, озарившего небосвод с грядами облаков и чуть колеблющуюся поверхность спокойно текущего Днепра. Художник рискнул устроить выставку только этой одной картины, усилив впечатление ламповой подсветкой. И небывалый успех превзошел все ожидания. « Я от него больше устал, чем от самой тяжелой работы» — говорил художник.

Приближаясь к своему 70-летию, А. И. Куинджи был еще полон неизжитых творческих сил. Но реализовать свои замыслы, завершить начатое так и не успел: болезнь сердца приковала художника к постели, и 19 июля 1910 г. его не стало.

Живописец редкой самобытности, тяготевший к возвышенной интерпретации природы, сочетавший тенденции декоративности со стремление к иллюзорности в передаче пространства и света, смелый искатель новых путей в пейзажной живописи, высоко ценимый группировавшейся вокруг него молодежью, он оказался непонятым многими своим современниками.

В фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранится всего одна живописная работа Архипа Куинджи:
Поле. Этюд.
Холст на картоне, масло. 19,5х40,6.
Поступило из Министерства культуры РСФСР в 1964 г.

Текст публикации подготовлен Ириной Шосс, библиотекарем Музея изобразительных искусств Карелии

Поделиться: