27 января 2022 г. исполняется 180 лет со дня рождения замечательного русского художника Архипа Ивановича Куинджи (1842 — 1910).
Живописец. Пейзажист.Учился в Общей художественной мастерской в Феодосии у И. К. Айвазовского. Действительный член Академии художеств, профессор, один из основных организаторов объединения художников (1908-1910, с 1911 г. – «Общество им. А. И. Куинджи»).
В судьбе художественного наследия Архипа Куинджи – певца света, романтика и философа, нашедшего новые пути в развитии русского пейзажа, — было много необычного, как и в жизни этого в высшей степени неординарного человека. Достаточно вспомнить беспрецедентный успех его полотен, а затем неожиданный уход «со сцены», длившееся долгие годы «молчание» мастера, но при этом интенсивную творческую работу, скрытую от посторонних глаз.
Если бы не прозорливый П. М.Третьяков, купивший в 1870-1880 гг. восемь нашумевших полотен Куинджи, можно было бы сказать, что сотни неизвестных произведений мастера оказались сосредоточенными и фактически спрятанными в его квартире. По духовному завещанию Куинджи, имеющиеся у него работы перешли в собственность «Общества им. А. И. Куинджи». Оно было основано в 1909 г. по инициативе и на средства художника усилиями его учеников.
Не получив профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом («Украинская ночь», «Закат солнца в лесу» и др.).
Говоря об А. И. Куинджи, нельзя не сказать о работе «Лунная ночь на Днепре» (1880 г.) — крупнейшем творческом достижении художника. Куинджи достиг в этой картине до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения, заставив зрителя словно воочию убедиться в реальности лунного свет а, озарившего небосвод с грядами облаков и чуть колеблющуюся поверхность спокойно текущего Днепра. Художник рискнул устроить выставку только этой одной картины, усилив впечатление ламповой подсветкой. И небывалый успех превзошел все ожидания. « Я от него больше устал, чем от самой тяжелой работы» — говорил художник.
Приближаясь к своему 70-летию, А. И. Куинджи был еще полон неизжитых творческих сил. Но реализовать свои замыслы, завершить начатое так и не успел: болезнь сердца приковала художника к постели, и 19 июля 1910 г. его не стало.
Живописец редкой самобытности, тяготевший к возвышенной интерпретации природы, сочетавший тенденции декоративности со стремление к иллюзорности в передаче пространства и света, смелый искатель новых путей в пейзажной живописи, высоко ценимый группировавшейся вокруг него молодежью, он оказался непонятым многими своим современниками.
В фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранится всего одна живописная работа Архипа Куинджи:
Поле. Этюд.
Холст на картоне, масло. 19,5х40,6.
Поступило из Министерства культуры РСФСР в 1964 г.
Текст публикации подготовлен Ириной Шосс, библиотекарем Музея изобразительных искусств Карелии