Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

220 лет со Дня рождения художника Григория Чернецова

Сегодня, 12 ноября 2022 года – 220 лет со Дня рождения художника
Григория Григорьевича Чернецова (1802 — 1865). Его картина «Александр I на набережной Невы» 1823г. хранится в коллекции нашего музея.

Художник Григорий Григорьевич Чернецов учился у своего отца и брата, тоже художника – Никанора Григорьевича (1805—1879). Оба брата окончили Императорскую Академию художеств в Петербурге.

Вместе они путешествовали по Волге, странам Европы и Ближнего Востока. Писали интерьеры, многофигурные композиции.

Братья с успехом писали виды Петербурга. Вместе бродили они по окрестностям города – главным образом, на островах, с одних точек зарисовывали в альбомы ландшафтные мотивы, деревья, руины. Чрезвычайно интересны и термины, используемые братьями для определения своих занятий: они не рисовали, а «чертили» перспективные композиции, не писали пейзажи, а «снимали виды».

Современники отмечали различия в характерах и темпераментах Григория и Никанора: старший – суровый педант, склонный к патетике и меланхолии; младший — более артистичен, внутренне раскован и весел. Однако в том, что касалось выбора тем, сюжетных пристрастий, методов работы, даже индивидуальной манеры, — сходство между ними поразительное.

Несомненно, важнейшим результатом творческих усилий братьев Чернецовых явились перспективные изображения многочисленных, подчас очень древних и до наших дней не сохранившихся памятников архитектуры, – храмов, монастырей, общественных зданий. Кроме этих перспектив, в своих произведениях они зафиксировали и уникальный приволжский ландшафт, и интереснейшие природные явления, такие, как знаменитые соляные пещеры, алебастровые горы, и девственные леса. Просветительская ценность их произведений огромна, что же до художественных качеств их полотен, акварелей, сепий, карандашных рисунков, лучше всего об этом было написано в издании «Северная пчела»:

«Вкуса бездна, сочетание предметов чрезвычайно искусное, воздух и вода прекрасны, перспектива везде соблюдена в точности, правда в тонах и верность мысли удивительная» /Северная пчела. — 1839.-15 октября.- С. 928./

Просветительские по характеру, проникнутые интересом к родной природе, произведения Григория Чернецова стали одним из этапов формирования национального пейзажа в русской живописи.

В библиотеке нашего музея есть каталог выставки «Художники Чернецовы и Пушкин», прошедшей в 1999 году в Государственном Русском музее. Братья Чернецовы – современники А. С. Пушкина. Есть косвенные доказательства, как утверждает автор статьи из каталога выставки Г. Голдовский, общения гениального поэта и этих двух братьев – до фанатизма преданных своему делу живописцев, рисовальщиков и граверов, – в период с 1829 по 1837 гг.

Портрет Григория Чернецова в рукописи Пушкина – наиболее очевидное доказательство их общения. Это профильное изображение художника на полях чернового варианта рукописи «Евгений Онегин».

Приведу последний абзац вступительной статьи к каталогу:

«Не обзаведясь семьей, растеряв друзей и близких, братья Чернецовы прожили свою жизнь в непрерывном профессиональном подвижничестве. Это ли не повод склонить голову перед их памятью, попытаться объективно, но чутко оценить их наследие, сделать его вновь достоянием широкой публики? Очень бы хотелось, что персональная выставка – первая за всю историю, – пробудит волну интереса к творчеству этих даровитых художников, и просто принесет внимательному и сосредоточенному зрителю редкое по нынешним временам, но благодатное чувство эстетического сопереживания».

Работа «Александр I на набережной Невы» поступила в Музей изобразительных искусств Карелии из собрания П. И.Кутузова (Санкт-Петербург) в 1961 году.

Материал подготовила: Шосс Ирина Ивановна

Поделиться:
0 0 голос
Рейтинг статьи
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
serokin
serokin
1 год назад

12 ноября по старому стилю, а по новому — 24го