К.Е. Маковский — живописец, портретист, исторический живописец, жанрист. Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851-1858) у М. Скотти и С. Зарянко, в Академии художеств (1858-1963) у А. Маркова. Участник «Бунта 14», один из участников Санкт-Петербургской артели художников, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Академик с 1867 г., действительный член Академии художеств, профессор.
К. Маковский начинал свой творческий путь с бунта против Академии художеств и в 1863 г. вышел из нее. Он стал членом демократической Артели художников, а затем Товарищества передвижников. Однако скоро художник отошел от бытового жанра, оставил позиции передвижнечества и сыскал широкую популярность, создавая сусальные «головки», салонные «шикарные»портреты.
В фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранится несколько произведений Маковского, одно из них «Портрет девушки в украинском костюме», которое поступило на хранение в 1966 году из Третьяковской галереи.
Пейзаж в творчестве К. Маковского – тема неожиданная. Имя этого живописца традиционно связывается с блестящими портретными произведениями и историческими композициями. Пейзаж Маковского почти не известен и совсем не исследован. Маковский не был пейзажистом по преимуществу. Между тем, новое изучение творческого наследия художника привело к наблюдению, что пейзаж занимает немалое место в наследии живописца. Тем интереснее отметить, что в фондах музея есть пейзаж К Е. Маковского: «Ручей с валуном», который поступил из Государственного русского музея в 1961 году.
Свойства личности К. Маковского, острота поэтического восприятия действительности, романтический склад характера никогда не оставляли его равнодушным к дыханию природы. Его пейзажи ознаменовали завершение передвижнеческого восприятия природы и открытие новых тем и новых приемов в изображении природных мотивов. Созданные художником пейзажи показывают, насколько многогранен и значителен был вклад живописца в развитие отечественного пейзажа.
Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств.
«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в полной мере, в какой бы мог. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству», — писал К. Маковский.
Путь завершен. Художник пережил самого себя и умер для искусства раньше неожиданной и нелепой смертью. Он стал жертвой уличной катастрофы: его пролетка была сбита трамваем, сильный ушиб и сотрясение привели к кончине. К.Маковский умер в Петербурге в 1915 г. и погребен в Александро-Невской лавре.