Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

2 июля 2019 года – 180 лет со Дня рождения русского художника Константина Егоровича Маковского (1839 — 1915).

маковский

К.Е. Маковский — живописец, портретист, исторический живописец, жанрист. Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851-1858) у М. Скотти и С. Зарянко, в Академии художеств (1858-1963) у А. Маркова. Участник «Бунта 14», один из участников Санкт-Петербургской артели художников, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Академик с 1867 г., действительный член Академии художеств, профессор.

К. Маковский начинал свой творческий путь с бунта против Академии художеств и в 1863 г. вышел из нее. Он стал членом демократической Артели художников,  а затем Товарищества передвижников. Однако скоро художник отошел от бытового жанра, оставил позиции передвижнечества и сыскал широкую популярность, создавая сусальные «головки», салонные «шикарные»портреты.

В фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия хранится несколько произведений Маковского, одно из них «Портрет девушки в украинском костюме», которое поступило на хранение в 1966 году из Третьяковской галереи.

маковский, портрет девушки в украинском костюме
Маковский К.Е. Портрет девушки в украинском костюме

Пейзаж в творчестве К. Маковского – тема неожиданная. Имя этого живописца традиционно связывается с блестящими портретными произведениями и историческими композициями. Пейзаж Маковского почти не известен и совсем не исследован. Маковский не был пейзажистом по преимуществу. Между тем, новое изучение творческого наследия художника привело к наблюдению, что пейзаж занимает немалое место в наследии живописца. Тем интереснее отметить, что в фондах музея есть пейзаж К Е. Маковского:  «Ручей с валуном», который поступил из Государственного русского музея в 1961 году.

Маковский К.Е. Ручей с валуном

 Свойства личности К. Маковского, острота поэтического восприятия действительности, романтический склад характера никогда не оставляли его равнодушным к дыханию природы. Его пейзажи ознаменовали завершение передвижнеческого восприятия природы и открытие новых тем и новых приемов в изображении природных мотивов. Созданные художником пейзажи показывают, насколько многогранен и значителен был вклад живописца в развитие отечественного пейзажа.

Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского. Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств.

«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в полной мере, в какой бы мог. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству», — писал К. Маковский.  

Путь завершен. Художник пережил самого себя и умер для искусства раньше неожиданной и нелепой смертью. Он стал жертвой уличной катастрофы: его пролетка была сбита трамваем, сильный ушиб и сотрясение привели к кончине. К.Маковский умер в Петербурге в 1915 г. и погребен в Александро-Невской лавре.

Поделиться: