Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Юбилей одной строкой: 185 лет со дня рождения художника А.К. Саврасова

Наташа на стуле (портрет Н.П.Кончаловской в детстве). 1910

24 мая — 185 лет со дня рождения русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 — 1897)

А. К. Саврасов, 1870-е годы

Алексей Кондратьевич Саврасов принадлежит к художникам, роль которых в истории русского искусства неоспоримо значительна. Наряду с Шишкиным, Васильевым, Куинджи, Поленовым, он был создателем школы национальной пейзажной живописи второй половины XIX века. Саврасов – один из самых глубоких русских пейзажистов. Расцвет его деятельности падает на 1870-е годы. Он был типичным живописцем своего времени с его болью за окружающее, стремление к правде в искусстве и беспощадной требовательностью к себе. Он преподавал, подготовил многих известных художников. Ему обязан развитием своего таланта И. Левитан.

Строки воспоминаний ученика Саврасова – К. А. Коровина воссоздают образ замечательного художника: «Человек он был совершенно особой красоты. Он приходил в мастерскую редко – бедно одетый, окутанный в какой-то клетчатый плащ. Лицо его было грустно, — горькое и скорбное было в нем…Человек он был совершенно особой кротости, никогда не сердился и не спорил. Он жил в каком-то другом мире и говорил застенчиво и робко». «Главное — чувствуйте, писать надо только чувство. В России природа поёт. Если нет любви к природе, то не надо быть художником», — говорил своим ученикам Саврасов. Чувство природы – то драгоценное качество, которое пленяет в лучших работах и учителя, и его талантливых учеников.

Самая знаменитая картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Её известность поистине хрестоматийна и вполне заслуженна. Появление этой работы осенью 1871 года на постоянной выставке Общества любителей художеств в Москве, а затем на Первой передвижной выставке в Петербурге знаменовало начало нового блестящего периода в развитии русского пейзажа. Ученик Саврасова Исаак Левитан в статье, посвящённой памяти учителя, отмечал его умение «отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем пейзаже и так неотразимо действую на душу». Художник с вниманием и чуткостью всматривается и словно «рассказывает» об ускользающих обычно от взгляда незаметных подробностях «быта природы», к которым относится, например, деловитый грач под берёзой, несущий в клюве веточку.

Это произведение является замечательным образцом социально окрашенной лирики в искусстве Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Ассоциативность содержания делает картину символом России. Несмотря на неприглядный вид сельских задворок, уныло покосившихся заборов и ещё не оживших по-весеннему деревьев, в картине явственно звучит песня торжествующей жизни. Природа выступает здесь олицетворением нерастраченных сил, источником душевной бодрости. «Обещание» весны сквозит в живописи — в тончайших оттенках розового, голубого, сиреневого, золотистого, «проглядывающих», подобно первому весеннему лучу, в «унылом колорите» картины.

Грачи прилетели. 1871
Вечер, 1877

Много внимания уделял художник и эпическому пейзажу. В картине «Рожь» (1881 г.) взгляд прикован к беспредельно огромному пространству. Тут невозможно разделить мотивы на главные и второстепенные: всё здесь подчинено главной идее – образу природы.

А. К. Саврасов – создатель новаторских для русского искусства произведений, утвердивших за ним славу крупнейшего мастера национального реалистического пейзажа, в последние годы своей жизни был сломлен беспросветной нуждой и неизлечимым недугом. Бездомный, он медленно угасал в ночлежных домах и в глубокой нищете в 1897 году умер во второй Московской городской больнице в отделении для бедных. Трагическая судьба многих русских талантов и его не обошла стороной.

Рожь. 1881, вариант второй

Окрестности села Михайловского Псковской губернии, 1880-е
Плоты, 1868


Поделиться: