Кто не знает известных русских сказок об Иване-царевиче, о золотом петушке, Василисе Прекрасной, о царе Салтане? Память долго держит образы этих сказок не только в силу их глубокой поэтичности, но и благодаря красочным иллюстрациям, которые запоминаются с детства.
Художником, посвятившим всю свою жизнь сказкам, был Иван Яковлевич Билибин.
Произведения В. Васнецова, увиденные Билибиным на выставках 1898-1899 годов, произвели на него ошеломляющее впечатление, и это имело определяющее значение в выборе художником своей темы в искусстве. Мир волшебной сказки, открытый В. Васнецовым в русской живописи, навсегда покорил Билибина. Уже тогда он создает серию иллюстрированных книжек-сказок: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке», «Царевна – лягушка», «Марья Моревна» и др. В них он приходит к четко выраженному контурному рисунку, применяет локальное цветовое пятно, вводит орнаментальность и узорочье.
Билибин с самого начала стремится к целостному оформлению книги, не ограничиваясь лишь полосными иллюстрациями. Рассматривая его книжки-тетрадки, находишь продуманное размещение заставок, иллюстраций, концовок и других элементов книжного убранства. Так Билибин создал свой стиль, который явился новым словом в книжной графике. Художник становится членом объединения «Мир искусства». Но, в отличие от мирискусников, в своих стилизаторских пристрастиях обращавшихся то к эпохе французского рококо, то русского барокко и ампира, Билибин сразу же обращается к быту допетровской Руси. Мир лубка, древнерусской архитектуры, народного ткачества, резьбы и живописи по дереву вносят свои выразительные элементы в сложение билибинского стиля. В дальнейшем его стиль включает новые изобразительные и выразительные элементы. На Билибина огромное впечатление производят древнерусские иконы. Он вводит в свою работу более интенсивный цвет, линия становится пластичнее и богаче.
Искусство И. Я. Билибина явилось важной составной частью русской художественной культуры. Выдающийся мастер стал, по словам А. Остроумовой-Лебедевой, «одним из основоположников русской графики как самостоятельной области искусства».