17 марта – 160 лет со Дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856 – 1910).
Врубель – художник с трагической судьбой. Его картины напоминают фантастические видения, населенные загадочными существами, были не понятны современникам. Творческое наследие мастера, здоровье которого рано было подточено тяжелой болезнью, невелико. Михаил Александрович легкомысленно относился к собственным произведениям: забывал, уничтожал, отдавал за бесценок. Однако и их достаточно, чтобы убедиться: искусство Врубеля – явление, шагнувшее далеко за пределы сопутствующей ему эпохи модерна. Для своих живописных произведений Врубель черпал темы из литературной классики, русских народных былин, античной мифологии, наконец, он как бы творит собственные «мифы», в символической форме воплощая острый трагизм своего мироощущения, порою болезненное предчувствие неизбежного краха надежд, разрушения мечты в столкновении с жестокой реальностью (серия «Демонов», «К ночи», «Сирень»).
«Демоническая тема» всегда занимала Врубеля. В 1890-1891 годах он выполнил серию акварельных иллюстраций к лермонтовскому Демону. Картины «Демон сидящий», «Демон летящий»(1899, неокончен), и «Демон поверженный» (1902) образуют цикл, являющий все «ипостаси» Демона. В трактовке образа Демона Врубель отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунтарства, гордыни, презрения к миру; его Демон – скорее лирический персонаж, «дух страдающий, но не злобный», как говорил о нем сам Врубель.
Биография М. А. Врубеля сегодня воспринимается как отдельное произведение искусства: один из «проклятых поэтов», он погрузился в ницшеанские пучины безумия со всей славянской серьёзностью. Это рафинированный, с европейской внешностью человек, знавший восемь языков и признававшийся, что неизгладимый след в его душе оставила яркая венецианская живопись, чувствовал себя абсолютно русским: «Я не люблю одного, говорил он про Запад, — там презирают бедность. Это несправедливо, и неверно, и нехорошо. А в России есть доброта и нет меркантильной скупости». Подобные слова подходят и самому Врубелю, сумевшему, по словам Блока, сложить слово «вечность».