Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

покров, горизонт

Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября (1 октября ст.ст.). Это особо чтимый народом праздник, в основе которого лежат византийские сказания о том, что Богородица взяла народ под свою защиту (покровительство, покров) в годы бедствий. Когда Константинополь был окружен иноплеменниками, народ собрался в храме и молился о спасении. Чудо явления Богородицы увидел святой Андрей, Христа ради Юродивый (ок. 936 г.). Богородица вошла в храм в сопровождении святых и помолилась Спасителю. Затем она распростерла над народом свою верхнюю одежду (мафорий) в знак покровительства.

На основе этих сказаний и сформировалась иконописная композиция «Покров Богородицы». Часто с этим сюжетом сочетали изображение Романа Сладкопевца – знаменитого автора песнопения в честь Богородицы (491 – 518 гг.), который изображался в центральной нижней части икон.

В народном православии праздник Покрова получил и многие другие смыслы. Так, незамужние девушки молились в этот день о замужестве. Считалось также, что на Покров должен выпасть первый снег. На Руси широко было известно поверье: «Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает».

В Музее изобразительных искусств Карелии хранится около 14 икон с изображением «Покрова Богородицы».

Сегодня в честь праздника мы публикуем небольшую подборку из раскрытых икон нашей коллекции, икон, которые прошли реставрацию.

«Покров» XVI в. из Заонежья

Покров Пресвятой Богородицы, изображение №1

На иконе воспроизводится так называемый «новгородский извод» (тип композиции): В центре стоит Богородица, а над нею два ангела поддерживают ярко-красный мафорий – покров. Вверху изображены главы храма, но подразумевается, что действие происходит внутри него. Внизу по центральной оси изображены царские врата – вход в алтарь. Слева и справа изображены ангелы, святители, апостолы с Иоанном Предтечей, мученики и Андрей Юродивый, указывающий на чудо своему ученику Епифанию. Данная композиция сложилась в новгородской иконописи в XIV — XV веках. На Севере ее продолжали воспроизводить и в XVI в.

Реставратор В. Г. Брюсова, 1956 г.

«Покров» вт. пол. XVI в. Входила в состав иконостаса церкви Покрова на о. Кижи.

Покров Пресвятой Богородицы, изображение №2

Пути дальнейшего усложнения иконографии Покрова можно проследить на примере еще одной северной иконы. Изменение в ее композиции, вероятно, объяснялось тем местоположением, которое отводилось образу в церковном интерьере. Считается, что икона была написана для местного ряда внушительной по своим размерам, хотя и деревянной, церкви во имя Преображения Господня, находившейся в древности в Кижском погосте. Эта старинная церковь, упомянутая в писцовой книге 1628 — 1631 годов, не сохранилась до наших дней. Ее сменил величественный двадцатидвуглавый храм 1714 года — памятник деревянного зодчества мирового значения. Условиями заказа, думается, и был продиктован тот необычный облик храма, который запечатлен на иконе.

Реставратор Н.В.Перцев, 1973 г.

«Покров» кон. XVI в. из Заонежья

Покров Пресвятой Богородицы, изображение №3

Икона относится к творчеству северного мастера конца XVI в. Это характерное произведение «северных писем». Композиция перенасыщена деталями и подробностями сюжета. Изображения Спасителя и Богоматери окружены целым сонмом ярко-красных серафимов и херувимов. По сторонам от Богородицы изображены сюжеты из жития Романа Сладкопевца. Однажды ему в сонном видении явилась Богоматерь, которая вложила в его уста свиток с тексом песнопения. Проснувшись, Роман обрел дар сочинения песнопений в честь Богородицы. Внизу на церковном амвоне видны две фигурки диаконов, один из которых – Роман Сладкопевец. Изображение Романа пришло из среднерусского извода этого сюжета. Слева и справа от центра представлены святые, в том числе Андрей Юродивый с Епифанием. Икона обладает ярким, насыщенным колоритом и очень занимательна для рассматривания.

Реставратор Н.В.Перцев, 1976 г.

«Покров» кон. XVI — нач. XVII в. Входила в состав убранства часовни Св. Николы в дер. Тамбицы Медвежьегорского района.

Покров Пресвятой Богородицы, изображение №4

«Покров» XVIII в. Место обнаружения неизвестно.

Покров Пресвятой Богородицы, изображение №5

Очень красивая, насыщенная по колориту икона. На фоне ультрамаринового неба возвышается прекрасный храм, написанный тёплой жёлтой охрой с очень редкими в северной живописи завершениями крестов. Первая публикация иконы.

Реставратор М.Ф.Смирнова 2014 г.

Текст подготовлен Смирновой Марией Фёдоровной, зав.сектором реставрации Музея ИЗО РК

«ХРАМ» О. Гусева

Когда туман рассветный тает

Над тишиной прохладных вод,

Как белый лебедь, выплывает

И над речной волной встает

Прекрасный храм, стрелой летящий,

Подобно строгой птице, ввысь.

В нем каждый камень – говорящий,

В нем небо и земля слились.

Его воспели все поэты

И живописцы всех времен,

Но не за это, не за это

Душе народа дорог он.

В нём тайна неземная зрится,

И для неё не надо слов:

Сама Небесная Царица

Над ним раскрыла Свой Покров.

На Омофоре Девы – звёзды,

Они с небес сияют нам,

Они зовут – еще не поздно! –

Всех страждущих в чудесный храм,

Который над речной водою

Стоит в течение веков,

И Богородицы Рукою

Его хранит Её Покров.

Поделиться: