19 сентября 2022 г. исполняется 120 лет со дня рождения художницы Ирины Владимировны Черных (1902 — 1998).
График. Работала в жанре пейзажа, натюрморта.
Участница выставок с 1941 г.
И. В. Черных – одна из тех художников, которые стояли у истоков профессионального искусства в Карелии. С 1946 г. она – член Союза художников СССР.
Родилась И. Черных в г. Радоме (Польша). Детские и юношеские годы прошли в Выборге. С 1918 года и до конца жизни жила и работала в Карелии.
В 30-е годы Ирина Владимировна сменила много профессий — от тапера в кинотеатре «Триумф» до библиотекаря в Доме партийного актива, пока не нашла свое истинное призвание и любимое дело. Помогла студия изобразительного искусства Дома народного творчества, руководимая учеником И.Е. Репина – Вениамином Николаевичем Поповым.
Для Ирины Владимировны занятия в студии шли успешно: она много писала маслом, работала с пастелью, сепией. В 1938 г. она начала работать в Карельском государственном издательстве. Ей было поручено оформление книги «Вепсские сказки».
В годы Великой Отечественно войны, находясь в г. Беломорске, И. В. Черных вела большую организационную и творческую работу; в 1944 г. участвовала вместе с другими карельскими художниками в выставке «Фронт и тыл».
В послевоенные годы она вмесите со своим мужем – художником Л. И. Гильбертом подолгу летом жила в деревнях Ялгуба, Гомсельга, на Сямозере, наслаждаясь природой, и с любовью писала пейзажи. Сейчас они смотрятся с ностальгическим чувством, как поэтическая история карельских деревень, сохраненная в работах художников. Эти работы были выполнены в различных техниках графики. Особенно часто художница обращается к черной акварели, работает углем, сепией.
Произведения этого периода (см. фото):
Ялгуба, 1956 г. Картон, уголь.
Деревня Гомсельга, 1951 г. Бумага, сепия.
В 60-е годы в период «сурового» стиля в искусстве, нежные, лирические пейзажи Ирины Черных не часто показывались на выставках. Рисунки И. В. Черных можно отнести к разряду так называемой «тихой» графики. Её голос, звучащий в карельском искусстве как чистый ручеёк, был услышан и по достоинству оценен зрителями.
В 1970-80- е годы искусство Ирины Черных обрело новое свежее дыхание – она открыла для себя сложную технику пастельной живописи, много работала масляной пастелью, создав цикл пейзажей и натюрмортов с полевыми цветами.
Особая изысканность таится в натюрмортах художницы. В них нет экзотических предметов, ярких красок. Они волнуют неожиданной, как бы вновь открытой красотой вещей и явлений. Среди лучших работ (см. фото):
Верба, 1978 г. Бумага, карандаш, пастель.
Полевые цветы, 1990. Бумага, пастель.
Одуванчики, 1976 г. Бумага, пастель.
Творчество И. В. Черных – неотъемлемая часть карельского изобразительного искусства. Её произведения открывают нам своеобразие и красоту нашего северного края, преданность которому Ирина Владимировна пронесла через всю жизнь.
Текст подготовлен Ириной Шосс, библиотекарем Музея изобразительных искусств Карелии
На фотографии:
Деревня Гомсельга, 1951 г. Бумага, сепия.
Ялгуба, 1956 г. Картон, уголь.
Верба, 1978 г. Бумага, карандаш, пастель.
Одуванчики, 1976 г. Бумага, пастель.
Полевые цветы, 1990. Бумага, пастель.