Максим Владимирович Ушаков-Поскочин

Мы рассказываем о знаменитых выпускниках Олонецкой мужской гимназии. Герой публикации — Максим Владимирович Ушаков-Поскочин, профессиональный художник.

Портрет Максима Ушакова – гимназиста. Из книги «Максим Владимирович Ушаков-Поскочин». СПб. 2011

Красивое и загадочное название Колголёма. Настоящая глухомань на реке Паша, в которую из Петербурга переехала семья поручика лейб-гвардии Павловского полка Владимира Владимировича Ушакова. Именно в Колголёме в 1893 году у Ушаковых родился сын Максим.

Дети – четыре мальчика и одна девочка, получившие хорошее домашнее воспитание, — подрастали, и глава семейства в 1900 году принял решение переехать в губернский Петрозаводск. Ушаковы поселились на Голиковке в собственном доме. Завели корову. Мальчики летом сами заготавливали для коровы сено. Александра Михайловна Ушакова принимала живейшее участие в городской благотворительной деятельности, председательствовала в родительском комитете женской гимназии.

Все мальчики в семье Ушаковых учились в Олонецкой мужской гимназии. Максим отличался веселым характером и остроумием, с детства любил рисовать. Окончив гимназию в 1911 году, он уехал в Петербург, чтобы стать художником. Перед поступлением в Академию художеств Максим Ушаков год учился в студии известного живописца Дмитрия Кардовского. Спустя пару лет такое долгожданное и желаемое обучение в Академии было прервано Первой Мировой войной. Максим Ушаков взял академический отпуск и в качестве добровольца-санитара отправился на фронт. В феврале 1918 года Максим Владимирович уволился с военной службы и вернулся к отцу в Петрозаводск и поступил работать декоратором в театр при Мурманской железной дороге. Он оформил спектакли «Сганарель» по Мольеру, «Красная шапочка» Шарля Перро и другие. Именно в этот период времени фамилия Ушаков становится двойной. Благодаря декрету советской власти о перемене фамилий и прозвищ Владимир Владимирович Ушаков добавил к фамилии отца девичью фамилию матери, происходившей из старинного новгородского дворянского рода Поскочиных, корни которого восходят к 16-му веку.

Мирной жизни в Петрозаводске Максиму Ушакову-Поскочину было отпущено немного, его ждали новый призыв теперь в Красную армию и служба в разведке на Карельском перешейке. Только в 1921 году Максим Владимирович смог вернуться к учебе в Академии художеств. Времена были суровые, голодные. Но жизнь продолжалась. Максим Ушаков-Поскочин женился, в семье появился ребенок. Семья жила в полуподвале особняка Матильды Кшесинской. Молодой художник много работал в книжных издательствах художником-графиком, писал плакаты. В 1924 году Максим Владимирович окончил Академию по классу профессора живописи Александра Савинова.

По воспоминаниям художников – его современников — Максим Владимирович был человеком обаятельным, доброжелательным, внимательно относившимся к окружающим, всегда ровным в обращении и очень пунктуальным в работе. К советской власти он относился вполне лояльно: по тогдашней терминологии был «сочувствующим». Но как человек честный не скрывал возникавших у него сомнений по поводу тех или иных событий, высказывал их в семье или в кругу ближайших друзей.

Сменив несколько адресов в Ленинграде, Ушаковы-Поскочины поселились в доме Бенуа. Известный живописец и искусствовед Александр Николаевич Бенуа, уезжая за границу, разрешил для предотвращения разграбления поселить в свою квартиру надёжную семью молодого художника. Выбор пал на Максима Владимировича и в конце 1928 года в просторную квартиру Бенуа переехали все Ушаковы-Поскочины, превратив квартиру в образцовую коммуналку. В те тяжелые годы выживать вместе было легче.

За период творческой деятельности Ушаков-Поскочин оформил и проиллюстрировал более 240 изданий: Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Чернышевского и других. В издательстве Эрмитажа в его художественном оформлении выходили каталоги, путеводители и афиши эрмитажных выставок. Максим Владимирович освоил ксилографию. Работал много и жадно, спешил жить, как будто чувствовал, что его ждет впереди.

Автопортрет М.В. Ушакова-Поскочина. 1940. Из публикации в журнале «Нева». 2001, № 4

В 1941 году началась война. Ушаков-Поскочин был одним из первых, вступивших в Народное ополчение, и со дня на день ждал отправки на фронт. Пройдя уже две войны, Максим Владимирович не собирался оставаться в стороне, рвался защищать Родину. В день своего рождения 5 июля 1941 года художник был арестован по ложному доносу. В деле написано, что художник характеризуется как контрреволюционный, имеющий большую библиотеку, в которой находится ряд запрещенных книг, что Ушаков-Поскочин неоднократно выражал изумление долготерпением русского народа и говорил о необходимости иностранного вмешательства с целью изменения существующего порядка. Видимо, это был определенный шаблон, так как в деле моего «контрреволюционного» деда – учителя русской словесности Хотякова – обвинение сформулировано такими же словами (А.И.Хотяков — дед Л.А.Никифоровой, автора публикации, прим.ред.).

В результате обыска в квартире Ушаковых-Поскочиных были изъяты «главные улики» – журнал «Эшафот» и газета «Медведь» издания 1906 года, приобретенные художником у букиниста в составе целой стопки журналов. В итоге после полугодового «следствия» было выдвинуто обвинительное заключение: «систематически занимался контрреволюционной пропагандой и распространял контрреволюционные измышления. Хранил контрреволюционные материалы в военное время». Согласно приговору художник был осужден на восемь лет исправительно-трудового лагеря и был отправлен в Караганду. В конце февраля – начале марта 1943 года Максим Владимирович Ушаков-Поскочин умер от голода в Карагандинском ИТЛ. Ему было всего 48 лет.

После смерти Сталина инициатором реабилитации Максима Владимировича стал Пётр Евгеньевич Корнилов, единственный из его друзей не прекративший связи с его семьей и после его ареста. В 1956 году Максим Владимирович Ушаков-Поскочин был посмертно
реабилитирован.

Произведения художника Ушакова-Поскочина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственной Публичной библиотеке.

В нашем музее всего 11 работ Максима Владимировича: шесть иллюстраций к книге «Избранные былины» и пять иллюстраций к «Энеиде» Котляревского. Ксилографии ранее находились у вдовы художника Ольги Константиновны и при содействии Государственного Русского музея были приобретены в фонды Музея изобразительных искусств Карелии.

Сын художника Владимир Максимович Ушаков в 2011 году опубликовал
воспоминания об отце, которые и были использованы при подготовке этой статьи.

Поделиться:
0 0 голос
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии