Зиновий Ефимович Львович (1910-1965) – карельский художник, график, член Союза художников СССР с 1941 года. Участник обороны Заполярья. В течение всех военных лет служил в качестве художника армейской газеты Волховского фронта «Во славу Родины» и фотокорреспондента газеты Белорусского фронта «Патриот Родины». Заслуженный деятель искусств Карельской АССР. Художник известен своими городскими пейзажами. На выставке «Фронт и тыл» в 1944 году были представлены его военные рисунки, пейзажи разрушенного финскими оккупационными войсками Петрозаводска. Через десять лет художник создал серию офортов «Старый и новый Петрозаводск», изобразив послевоенный город, который восстановился из руин. Возглавлял Отдел изобразительного искусства и охраны памятников при Управлении по делам искусств Совнаркома Карело-Финской ССР, был одним из тех, кто стоял у истоков создания Музея изобразительных искусств Карелии.
Старейшая гостиница Петрозаводска «Северная», расположенная проспекте Ленина, – своеобразная «визитная карточка» города. Сразу после освобождения Петрозаводска руины гостиницы стали «визитной карточкой разрушенного города». Архитектор гостиницы Юрий Русанов предложил проект здания, выдержанной в духе конструктивизма. Построенная к 1939 году гостиница «Северная» даже не успела заработать в полную силу. Началась война. Во время оккупации города здание гостиницы было практически полностью уничтожено. Освободителям в 1944 году открылось печальное зрелище – от красивого здания остался только остов полукруглого фасада, возвышающегося гордым и несломленным символом стойкости города над обнаженным фундаментом и грудой камней.
Авторская надпись карандашом: «Здесь была гостиница / Петрозаводск 2/VI — 44 г.» [вероятно, ошибка автора 2/VII – 44г.].
Фасад разрушенного некогда очень красивого двухэтажного дома. В этих руинах с трудом можно узнать здание Дворца пионеров Петрозаводска. Дворец размещался на Онежской набережной между улицами Ленина и Большой Подгорной в здании бывшего Дворянского собрания. Этот дом был капитально отремонтирован и реконструировал специально для пионеров. На второй этаж вела широкая парадная лестница, детей встречал большой портрет Сталина и две гипсовые скульптуры пионеров. В вестибюле был фонтан и расписной плафон. Одним из первых событий дворцовой жизни стал бал выпускников средних школ 1937 года: «под звуки оркестра, отражаясь в огромных зеркалах, кружились по залам счастливые пары, осыпанные серпантином и конфетти…».
И теперь Дворец лежал в руинах, а не эвакуированное имущество пионерской организации было утрачено навсегда. Как известно, после войны пионерскую организацию Петрозаводска «приютил» Дом на Площади (ныне здание музея).
Авторская надпись карандашом: «Дворец пионеров Петрозаводск. 7/VII 44 г.».
Большинство жителей города самой уютной и красивой улицей Петрозаводска назовут «Мариинку» — проспект Карла Маркса. Застроенный только с одной стороны проспект напоминает бульвар, ведь другая сторона улицы – это тротуар, окруженный зелеными насаждениями и выходящий к пойме Лососинки. Это и самая теплая улица города, с ранней весны солнце привлекает сюда гуляющих, а строения закрывают променад от северных ветров.
Сама застройка проспекта представляет собой прекрасный архитектурный ансамбль, сформированный в 1950-е годы коллективом архитекторов по единому замыслу. На офорте дом московского архитектора Марины Старченко. Узнаваемый «почерк» мастера — узоры архитектурного декора фасада объединили в себе классические и народные истоки зодчества и рукодельную женскую изысканность. Старинный одноэтажный дом справа – наследие губернского Петрозаводска – скоро исчезнет и удивительный угловой фасад здания откроется во всей красе.
Еще один проспект-бульвар нашего города носит имя Фридриха Энгельса. В начале 1950-х годов деревья были еще маленькие, и нам открывается прекрасный вид на гостиницу «Северная», восстановленную по проекту архитектора Константина Гутина, который изменил довоенный облик здания и, снизив этажность левого и правого крыльев, придал ему стройность и легкость.
Соседнее здание в начале 1950-х годах занимал архитектурно-строительный техникум. Здание выдержано в традиционном для Константина Гутина стиле неоклассицизма и своим видом дополняет облик гостиницы – главной доминанты проспекта. Бульвар с кустарником и маленькими деревцами украшен тумбами с вазонами, в которых разбиты цветочные клумбы. Сейчас деревья уже большие и закрывают вид, сохраненный на офорте, а вазоны давно пропали с этого бульвара.