Коллекция произведений зарубежных художников начала формироваться с небольшой группы работ старых мастеров, поступивших из КГКМ в 1960 году. Чуть позже коллекцию пополнили живописные и скульптурные работы, переданные из Эрмитажа и ГРМ.
Украшением коллекции являются произведения нидерландских художников ХVI-ХVII веков Михеля ван Кокси и Яна ван дер Гейдена «Сусанна и старцы» и «Городская площадь» Представляет интерес небольшое собрание фарфора европейских мануфактур Мейсен и Севр.Коллекция западноевропейского искусства Музея изобразительных искусств РК насчитывает около 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Основная часть произведений поступила в Музей в начале 60-х годов из Государственного Эрмитажа, другие были переданы на постоянное хранение Государственным музейным фондом и Государственным краеведческим музеем. В 1990 — е годы коллекция пополнялась в основном за счёт передачи в дар от художников с персональных выставок.
Раздел живописи представлен 50 работами мастеров голландской, венецианской, немецкой, французской, финской и других живописных школ XVI — XX веков. Одним из наиболее ценных произведений живописи является картина «Сусанна и старцы», атрибутированная в 2002 году как работа нидерландского художника мастерской Михеля ван Кокси (XVI век). Когда-то она «украшала передние комнаты императрицы Марии Фёдоровны», затем Гатчинский дворец, с 1931 года она хранилась в Эрмитаже, а в 1961 году была передана на постоянное хранение в Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Самое большое полотно в собрании музея — «Брак в Кане» неизвестного венецианского живописца XVII века на евангельский сюжет брака Иосифа и Марии в Кане Галилейской.
Особую привлекательность имеют жанровые сценки, запечатлённые на холстах голландских художников XIX века «Свидание у храма» Я. Ванделли и «Молодая служанка перед зеркалом» неизвестного автора этого же периода.
Среди наиболее значительных скульптурных произведений — «Портрет Н.Н.Демидова», который ранее считался «Портретом римлянина». Адамо Тадолини, итальянский скульптор I половины XIX века, запечатлел уральского горнопромышленника и мецената в классицистической манере, отражающей как пристрастия самого скульптора, так и модели — Николая Никитича Демидова (1773 -1828 г. г.), российского посланника во Флоренции, собравшего огромные коллекции западноевропейского искусства, жертвовавшего на поддержание художников и сохранение классических шедевров большие суммы.
Особое место в разделе скульптуры занимает «античная коллекция», представленная 19 гипсовыми слепками, которые были изготовлены мастерами Репродукционных мастерских (г. Ленинград) с оригиналов VI в. до н.э. — IV в.н.э., вывезенных с территории Германии в период после окончания II Мировой войны в качестве трофейного имущества. Слепки были исполнены в новой технике, тщательно тонированы и по сей день дают полное представление об оригиналах. Помимо Петрозаводска, в 1958 году слепки были отправлены ещё в 16 городов Советского Союза.
Дополняют коллекцию скульптуры копии и уменьшенные повторения XVIII — XIX в. в. с известнейших европейских образцов: «Раненая амазонка» (копия с Фидия), «Давид с пращей» (копия с Л. Бернини), «Танцовщица» (копия с А.Канова), «Спящая Ариадна» (копия с А.Гудона) и другие.
В начале 1970-х и, особенно, в 1980-ые годы, с установлением побратимских связей, коллекция возросла за счёт работ, поступивших от финских мастеров и группы немецких художников округа Нойбрандербург.
В последнее десятилетие фонд графики значительно увеличился за счёт даров с персональных выставок, состоявшихся музее: Вяйне Роувинен (Финляндия), Дениз Уайли, Кэтрин Джонсон (Великобритания), Антони Миро (Испания), Мартин Гарсия Ривера (Пуэрто-Рико), Айвон Робертсон (Австралия) и других.
Почти половину экспонатов коллекции западноевропейского искусства составляет фарфор XVIII — XIX веков, в том числе двух ведущих фарфоровых центров Европы — Мейсена в Германии (существует с 1710 г.) и Севра во Франции (существует с 1756 г.).
Мейсенская мануфактура представлена предметами из столовых, кофейных и чайных сервизов XVIII — XIX веков, вазами, ароматницей, туалетной коробочкой и другими предметами, украшенными полихромной росписью в виде букетов или гирлянд цветов в сочетании с лепными бутонами и листьями. Особое внимание привлекают галантные сценки в духе живописных произведений знаменитых французских художников Ватто или Буше, а также фарфоровая пластика, соединившая в себе элементы скульптуры и собственно прикладного искусства и получившая впоследствии широкое распространение на других мануфактурах Европы. Грациозные фарфоровые статуэтки «Сбор фруктов», «Мальчик с гусями», «Резвящиеся амуры», «Чета бюргеров» являются самым живым воплощением эпохи рококо.
Произведения Севрской фарфоровой мануфактуры представлены сосудом с двумя ручками, подставкой для сосудов, чернильным прибором, тарелками с характерным для Севра бирюзовыми фоном и полихромной цветочной росписью в белых резервах, обрамленных рокайлем, золочением.
В коллекции представлены также произведения Венской фарфоровой мануфактуры (1719-1866, Австрия), Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине (существует с 1763 г., Германия), Парижских фарфоровых мануфактур и других центров.