САМЫМ БОЛЬШИМ по формату произведением живописи в коллекции Музея изобразительных искусств Карелии можно считать диораму «Мурманские промыслы» высотой 1,95 м и длиной 7 метров. С момента поступления в Музей в 1969 году, диорама хранится в фондах без подрамника, накатанная на специальный вал.
Диорама (от греческого δια- через, сквозь и ὅραμα — зрелище) — это дугообразно изогнутая лента-картина, всю поверхность которой занимает живопись, а горизонтальную плоскость перед ней в экспозициях — предметный план с бутафорскими и реальными предметами.
Автором диорамы «Мурманские промыслы» («Мурманский рыбный завод») является Николай Георгиевич Котов (1889-1968), мастер отечественного панорамно-диорамного искусства, создавший в общей сложности около 400 панорамно-диорамных произведений и посвятивший этому искусству 37 лет жизни. Диорама «Мурманские промыслы» создавалась Н.Г.Котовым на протяжении 1938-1939 годов совместно с Петром Семеновичем Добрыниным (1896-1948) в Мурманске, непосредственно с натуры. Это был социальный заказ для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (позднее переименованной в ВДНХ).
Николай Котов был одним из немногих художников, кто серьезно занимался вопросами технологии создания таких произведений, целенаправленно ведя теоретические и практические разработки в этой уникальной области искусства. На основе своего творческого опыта Н. Г. Котов основал целостное учение – ПАНОРАМИЗМ и выработал свой, достаточно трудоемкий, но проверенный на практике метод написания диорамных и панорамных полотен, требовавший строгого соблюдения последовательности и поэтапности. После нанесения темперного или акварельного рисунка (для сохранения ощущения воздушности) подмалевка теневых сторон предметов в первую очередь писалась часть, предрешающая всю цветовую «пьесу» панорамы, – небесный купол. Затем, исходя из той гаммы, в которой решалось небо, на основе применения системы зональных пространственных цветов, сообразуясь с отношением к источнику освещения, создавался пейзаж местности, и только после в него постепенно вводились жанровые сцены и показ взаимодействия и смешения разыгравшихся стихий земли, воздуха, воды, огня и дыма. Далее следовала детальная проработка, уточнение и придание единства и цельности «шару зрения» всего изображения.
Одновременно художник много сделал в области разработок технического оборудования, освещения и демонстрации панорам и диорам: специальные подрамники, грузы для натяжения холста, устройство зонтов-рефлекторов, экспозиционного зала; он разработал способы развески и свертывания холстов, их грунтовки, построения особой пространственной перспективы и т. д.
Николай Котов, знавший специфику панорамно-диорамного искусства, стал инициатором создания специальной мастерской, которая являлась одновременно творческой, производственной, научной и учебной базой. В августе 1936 года на станции Челюскинская Ярославской железной дороги Н.Г. Котов, совместно с П.С. Добрыниным, на свои средства и на средства полученной государственной ссуды в размере 130 тыс. руб. начал строительство первой и, как впоследствии оказалось, единственной в СССР панорамной мастерской, проработавшей до войны.
В биографии этого художника много интересных фактов, связанных с художественной и политической жизнью России. Были в ней и трагические страницы уничтожения уникальной мастерской – масштабного культурного начинания, отразившего и величину
личности Николая Котова. Преодолевая бюрократические трудности, непонимание руководства и коллег в области искусства, он много и плодотворно работал вплоть до 1960-х годов, создавая произведения в области монументального искусства, самым масштабным из которых была панорама «Героическая оборона Сталинграда», созданная в
1944-1949 гг, имевшая размер 3,1х34 метра!
Произведения Н. Г. Котова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном музее современной истории России, Российской государственной библиотеке, Новороссийском государственном музее заповеднике, Научно-техническом музее имени И. П. Бардина в Новокузнецке, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Томском областном краеведческом музее, Челябинской картинной галерее, других музейных и частных коллекциях.