Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

23 февраля 2018 года исполняется 140 лет со дня рождения Казимира Малевича

Казимир Северинович Малевич  (1878-1935) родился в семье,  далекой от искусства: польская семья управляющего сахарным заводом в Киеве не намеревалась обучать сына навыкам художества. Единственным сведущим в искусстве человеком оказался маляр, приучивший мальчика к краскам.  Первый   живописный опыт, обретенный самостоятельно сначала   в Киеве,  а затем в Конотопе и Курске, носил  чисто  интуитивный характер, хотя изредка Казимиру удавалось посещать  художественные классы. Так с детства выработалась привычка решать и назначать себе профессиональные задачи самостоятельно.

«Я был как какой-то чувствительный аппарат, вроде барометра, на который действовали  все изменения солнечного освещения природы, и я реагировал: просто принимал всё,  что видел, на свой холст…» напишет Казимир Малевич в «Автобиографических заметках».

Его искусство развивается согласно обозначенному им тотальному «впитыванию»: крестьяне, сценки на бульваре, портреты членов семьи…  В  работах художника  – импрессионистическое упоение светом, солнцем, натурой, но в то же время постоянная доминанта фигуры человека, тяготеющей  к материальности, осязаемости, примитиву.  Для Малевича упрощение станет намеренной программой очищения художественного языка и гарантом правды интонации.

Художник вместе с единомышленниками  — Утвердителями Нового Искусства – устремляется в будущее. Участвуя в футуристических выставках, он одновременно готовит мощный бросок, затворившись у себя в мастерской, где тайно, даже  от ближайших   друзей, создаёт  первые супрематические  работы.

«Я преобразился в нуле форм»,- писал Малевич. Он предъявил миру «Живого царственного младенца –  «Черный квадрат». В 2015 году этому произведению исполнилось 100 лет. Однако он до сих пор не перешёл  в разряд неприкасаемых музейных  раритетов и продолжает будоражить воображение людей.

В заключение приведем слова Д. В. Сарабьянова — одного из первых  исследователей русского авангарда, подчеркивавшего неисчерпаемость начатого Малевичем движения нового искусства: « Значение Малевича, разрастаясь в глубину и в ширину, захватывая все новые сферы (архитектура, дизайн), как бы освещает и прошлое, и настоящее, и будущее. Малевич всегда воспринимался как художник будущего. Думаю, в реальном обозримом будущем он будет оставаться художником будущего».

Поделиться: