Музей изобразительных искусств Республики Карелия представляет виртуальную выставку «Фронт и тыл», созданную к 80-летию со дня открытия Второй республиканской художественной выставки в городе Беломорск.
В 2024 году Карелия отмечает —80-летие освобождения от фашистской оккупации. Мы вновь вспоминаем о героическом подвиге защитников огромной страны, тружеников тыла и народа, сумевшего пережить страшные годы Великой Отечественной войны.
Война не сумела остановить жизнь. Рядом со смертью и разрушениями рождались дети, развивалась наука, строились — предприятия. Продолжало жить искусство: на фронте и в тылу работали концертные бригады, композиторы писали музыку эпохи, художники на полотнах отражали военные будни, человеческие горести и радости и время.
БЕЛОМОРСК, 1944 ГОД.
80 лет назад, 30 апреля 1944 года в Беломорске открылась Вторая республиканская художественная выставка художников под названием «Фронт и тыл», размещенная в помещении клуба им. Кирова.
Выставка представляла работы шести карельских художников — Вениамина Попова, Георгия Стронка, Ксении Осиповой, Константина Буторова, Фреда Линдхольма и Осмо Бородкина. Всего зрителю было представлено около 70 работ.Неизвестный фотограф. Беломорск, 1 мая 1937 г. Из архива газеты «Беломорская трибуна» Белое здание на заднем плане — Клуб им. Кирова. Не сохранилось до наших дней.Аэрофотосъемка Беломорска. Stadtplan von Bjelomorsk // Bundesarchiv. BArch, RH 20-20/153K
ФРОНТ И ТЫЛ: ОТКРЫТИЯ.
Исследователи только подступают к изучению этой страницы истории искусства Карелии. Большое значение в данном процессе имеют артефакты — документы, рассказывающие о подготовке выставки и её участниках. При скрупулёзном поиске материалов в фондах Беломорского районного краеведческого музея «Беломорские петроглифы» был обнаружен интереснейший экспонат — документ, включающий в себя перечень работ художников, а также пригласительный билет на открытие выставки 30 апреля 1944 года.
ОСМО БОРОДКИН (1913 — 1949)
В 1941 году Осмо Бородкин был мобилизован в 80-ый пограничный полк наводчиком противотанкового ружья. В 1943 году продолжил свой боевой путь в составе партизанского отряда «Большевик Заполярья», а год спустя был направлен в действующую Красную Армию. В боях за освобождение Польши получил страшное ранение, приведшее к ампутации ноги. Домой Осмо Бородкин вернулся только в 1946 году.
В годы боевой службы Осмо Бородкин спешил запечатлеть сцены партизанских сражений, быт и лица боевых товарищей. Много рисовал в госпиталях, где восстанавливался после ранений. В своих работах он фиксировал горечь расставания с семьей, потери, сожаление, решительность и упорство — то, что мог передать человек, лишь ставший свидетелем военных лет. Выставка «Фронт и тыл» стала первой в творческой жизни Осмо Бородкина: именно на ней впервые были представлены его фронтовые работы.Осмо Бородкин «Партизаны в походе». Из фондов Музея изобразительных искусств РК. ГК-1906. КМИИ КП-7332.Осмо Бородкин «Допрос пленного». Из фондов Музея изобразительных искусств РК. ГК-1905. КМИИ КП-7331.
ФРЕД ЛИНДХОЛЬМ (1993-1969)
Перед войной Фред Линдхольм оказался в числе немногих репрессированных финнов, освобожденных в годы Зимней войны (1939 — 1940). В 1941 году он смог вернуться в Карелию и закончить обучение в студии Вениамина Попова в Петрозаводске.
Во время Отечественной войны Фред Линдхольм жил и работал в Беломорске, где случились два знаменательных события в творческой и профессиональной жизни художника: участие в выставке «Фронт и тыл», а также назначение его художником (затем — главным художником) Финского драматического театра (ныне — Национального театра Карелии), в котором он оформил более 60 постановок.
В Музее изобразительных искусств Республики Карелия сохранились лишь единичные работы Фреда Линдхольма. Поиск произведений художника всё ещё ведётся.
К сожалению, из десяти работ Фреда Линдхольма, представленных на выставке «Фронт и тыл» в 1944 году, сохранилась лишь фотография одной из них — «Сорокская пристань». Сегодня она хранится в фондах Национального музея Республики Карелия. Судьба остальных картин художника пока остаётся нам неизвестной.
ВЕНИАМИН ПОПОВ (1969-1945)
Война застала Вениамина Попова в Петрозаводске, откуда он эвакуировался в Белозерск, а оттуда в 1943 году — в Беломорск. В Национальном архиве Карелии сохранились письма художника, написанные им своим друзьям в 1942 — 1943 годах. В них запечатлены чувства одиночества и безысходности, переживаемые Вениамином Поповым.
Он тяжело переживал гибель товарищей и друзей, но продолжал освещать в письмах известные ему сведения о работе художников Карелии в годы войны. Большой отрадой стала для Вениамина Попова выставка «Фронт и тыл», участники которой были его учениками: Ксения Осипова, Константин Буторов, Фред Линдхольм, Осмо Бородкин. Многие картины Вениамина Попова погибли в годы войны. Оставшиеся работы большей частью хранятся в Музее изобразительных искусств Карелии и в Национальном музее Карелии.
КСЕНИЯ ОСИПОВА (1989-1962)
Ленинградский художник, Ксения Осипова, с юных лет посвятившая себя искусству войну встретила в Петрозаводске. Здесь она жила и обучалась в изостудии Вениамина Попова в 1937 году. В 1940 году (по другой информации — 1941 году) после открытия первой выставки выпускников студии Ксения была принята в Союз художников СССР.
С началом войны Ксения Осипова эвакуировалась в Беломорск, где приняла участие в создании и тиражировании знаменитых «Окон КарелфинТАГа» (Карело- Финского телеграфного агентства). А в 1944 году она стала одной из участниц выставки «Фронт и тыл» в городе Беломорске. Тема войны раскрывалась в творчестве художника в плакатных образах, портретах свидетелей страшных дней войны, пейзажах Беломорска. Позже Ксения Осипова создала серию работ, — посвященных освобожденному Петрозаводску.
Среди помощников — эвакогоспиталя Беломорска была и Линочка Орлова. Она помогала санитаркам кормить раненых, стирать — работала наравне со взрослыми по 5-6 часов в день. Лине было всего 10 лет. По ходатайству персонала больницы и раненных солдат в ноябре 1942 года Лина Орлова была награждена медалью «За боевые заслуги».
КОНСТАНТИН БУТОРОВ (1922—1993)
Вспоминая о войне, Константин Буторов рассказывал:
«Друзья ушли на фронт, а я окончил десятилетку и трехгодичную изостудую народного художника Вениамина Попова. Думал, как лучше помочь Родине бить фашистов, через газеты, радио узнал, что В Москве по принципу «Окон РОСТА» Маяковского начали выпускать «ОкнаТАСС». Я отправился в КарелфинТАГ, который находился на улице Пушкинской, по соседству с моим домом, предложил выпускать сатирические плакаты с информацией о положении дел на фронтах. Идею поддержали, и был создан иллюстративный отдел, а я стал сотрудником КарелфинТАГа, начал выпускать «Окна КарелфинТАГа» — так они были нами названы»
Работа была начата в Петрозаводске, затем, с захватом города — в Беломорске, где им было сделано более 500 рисунков. Летом 1943 года Константин Буторов отправился в Москву для участия в выставке карикатуристов, а в 1944 году экспонировался на беломорской выставке «Фронт и тыл», после которой был принят в члены Союза художников СССР.
ГЕОРГИЙ СТРОНК (1910-2005)
В июне 1941 года Георгий Стронк был принят в Союз художников СССР а сразу после — началась Великая Отечественная война. В первые месяцы войны художник работал на оборонительных объектах и участвовал в эвакуации фондов института культуры и Петрозаводского университета в Сыктывкар, куда затем отправился и сам Георгий Стронк. Неслучайно ряд работ, представленный на выставке «Фронт и тыл» был посвящен пребыванию художника в Республике Коми («Воркута-тундра», «Коми- женщина» и др.).
В Беломорск Георгий Стронк приехал лишь в 1943 году. По направлению Штаба партизанского движения, размещавшегося в Беломорске, художник долгое время находился в отрядах партизан, где создал ряд акварельных портретов бойцов. В годы войны Георгий Стронк также работал над серией героев труда железной дороги и карельских стахановцев.
В ВЫСТАВКЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ЦИФРОВЫЕ КОПИИ ЭКСПОНАТОВ ИЗ ФОНДОВ: БУ «Музей изобразительных искусств Республики Карелия», БУ «Национальный музей Республики Карелия», Беломорский районный краеведческий музей «Беломорские петроглифы».
Куратор выставки: Никитина Софья Сергеевна, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Музея изобразительных искусств Республики Карелия.