Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Из истории музея

Музей изобразительных искусств Республики Карелия расположился в историческом центре Петрозаводска, на бывшей Соборной площади, в одном из старинных каменных особняков.

Этому зданию, памятнику архитектуры XVIII века, выпала счастливая судьба на протяжении двух столетий выполнять благородную миссию просветительства. В  разные годы в нем находились народное училище, Олонецкая мужская гимназия,  Публичная библиотека, Дворец пионеров и Училище культуры.

 

Среди выпускников Олонецкой мужской гимназии есть имена выдающихся людей, составивших славу русской отечественной истории:

  • В.Г Бенедиктов (1807-1873) – известный русский поэт, современник А.С Пушкина;
  • В.А.Дашков (1819- 1896) – директор Московского Публичного и Румянцевского музеев, автор книги «Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношении», (СПб. 1842);
  • В.Д.Поленов (1848-1927) – художник, прославленный мастер русской живописи;
  • Ф.Ф Фортунатов (1848-1914) – крупнейший ученый-языковед, основоположник московской лингвистической школы.

Имена В.Д.Поленова и Ф.Ф.Фортунатова увековечены на мемориальных досках, установленных на здании музея.

Гимназию неоднократно посещали августейшие особы.

  • в 1819 году побывал император Александр I;
  • в 1858 году Александр II;
  • в 1863 году – цесаревич Николай Александрович в сопровождении генерал-адъютанта графа С.Г.Строгонова и выдающегося художника А.П.Боголюбова.

История здания тесно переплелась с судьбой города, и жители Петрозаводска любовно называют его «Домом на площади».

Символично, что именно в этом здании, в котором царит особая духовная атмосфера, был открыт в 1960 году Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

В 2020 году Музей отметил своё шестидесятилетие, но его коллекции намного старше. История их формирования тесно связана с судьбой города, деятельностью поколений собирателей, исследователей, музейных работников.

Первые шаги по созданию музейных собраний в Петрозаводске были сделаны в 30-е годы XIX века.

В связи с готовящимся путешествием наследника цесаревича Александра Николаевича в 1837 году во все губернские города были направлены циркуляры о необходимости открытия к его приезду специальных выставок, которые бы наглядно отразили достопримечательности края. Первую в Петрозаводске экспозицию под названием «Музеум», включающую свыше 300 предметов, в основном образцов продукции и изделий художественного литья Александровского (бывшего Петровского) чугунолитейного завода, открыли в 1838 году.

Музейное дело в Олонецкой губернии получило развитие с основания в 1870 году естественно-промышленный и историко-этнографического музея, имевшего и художественные коллекции. В 1903 году в Петрозаводске при Олонецкой епархии был образован музейный фонд, получивший название Древлехранилища. Олонецкое епархиальное церковное древлехранилище (с 1917 по 1920 годы – Церковно-исторический музей) – первый в Карелии музей с художественной коллекцией, основу которого составили иконы и церковная утварь, вывезенные из старообрядческих монастырей. Сегодня уцелевшая часть этого фонда входит в состав коллекции иконописи музея.

В 1905 году открылась первая в Карелии персональная выставка, на которой были представлены пейзажи Петрозаводска и портреты горожан, созданные А.В.Розенблюм, преподавателем местной Мариинской женской гимназии, выпускницей Академии художеств. Запоминающимся событием тех лет явилось открытие в 1906 году в Петрозаводске большой Научно-художественной выставки, включающей экспонаты уже из трёх музеев города, а также из частных коллекций. Из семи разделов выставки два, художественный и церковно-исторический, были посвящены изобразительному искусству.

Оживление художественной жизни было связано с приездом в Петрозаводск в 1915 году В.Н. Попова и в 1918 году А.Я. Андриянова – выпускников Академии художеств. С конца 1930-х годов художники и общественность города всё чаще поднимали вопрос о создании в Петрозаводске художественного музея. Государственный историко-краеведческий музей, не имея художественного отдела, объединял тогда под своим началом все имеющиеся в городе коллекции: Олонецкого епархиального древлехранилища, народного прикладного искусства и иконописи, а также произведений, поступивших в 1928 году из государственного Музейного фонда. Кроме того, музей хранил произведения, потупившие от частных коллекционеров и приобретенные у карельских художников и приезжих мастеров. По мере возрастания количества экспонатов усложнялись условия их хранения, реставрации, пропаганды. Особенно критической ситуация оказалась в послевоенный период, когда в 1945 году в Карелию по мирному договору из Финляндии было возвращено около тысячи икон, вывезенных финнами в годы войны из Заонежья.

По распоряжению главного Управления Охраны памятников и непосредственно академика И.Э. Грабаря в июне 1945 года в Петрозаводск, с целью обследования этой коллекции, были направлены Н.Е. Мнева, заведующая древнерусским отделом Государственной Третьяковской галереи, и В.Г. Брюсова, реставратор Государственных Центральных художественных мастерских. В те дни в акте обследования В.Г. Брюсова писала «Иконы в Государственном музее находятся в аварийном состоянии, хранение памятников осуществляется в недопустимых условиях, из -за отсутствия свободного помещения, якобы… подобная бесхозяйственность ведет к гибели ценнейших памятников». Советом министров были приняты срочные меры, коллекция икон была передана Управлению по делам строительства и архитектуры. В этот же период в Карелии началось систематическое обследование памятников архитектуры. С 1945 по 1955 гг. экспедиции под руководством В.Г. Брюсовой побывали в Заонежье, Пряжинском, Кемском районах республики. С 1957 года большую собирательскую помощь Карелии оказывает Государственный Русский музей.

Таким образом, систематическая работа по обследованию и сбору памятников древнерусского искусства на территории Карелии, активный количественный рост коллекции, а также отсутствие нормальных условий для хранения заставили руководство республики ускорить решение вопроса о создании Музея изобразительных искусств, который 20 октября 1960 года впервые открыл свои двери для посетителей.

Архив афиш выставок музея

Смотреть

История дома на площади

Перейти

Знаменитые выпускники дома на площади

Перейти