23 ноября 2023 г. – 125 лет со Дня рождения художника Александра Семеновича Ведерникова (1898-1975).
Живописец, график, занимался керамикой. Автор пейзажей, натюрмортов. Участник выставок с 1928 года. Член общества «Круг художников» (1928-1930). Заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в Ленинграде.
- 1921 — 1923 гг. – учеба в художественных мастерских в Нижнем Новгороде у А. В. Куприна и А. В. Фонвизина.
- 1924 — 1928 гг. – учеба в Высшых художественно-технических мастерских, далее в Высшем художественно-техническом институте (Ленинград) у О. Э. Браза и А .Е. Карева.
- С 1939 года работал в экспериментальной литографской мастерской.
Период активной художественной работы Александра Семеновича Ведерникова был очень продолжительным. Его творчество оказалось тесно связано с такими важнейшими явлениями в истории изобразительного искусства Ленинград, как деятельность объединения «Круг художников» в 1920-е годы, с участием в сообществе, позднее получившим название «ленинградская пейзажная школа» в 1930-1940-е годы.
В июне-июле 1926 года А. Ведерников прошел практику на Дмитровском фарфоровой фабрике в Вербилках, где изучал все тонкости технологии – от растирания красок до исполнения росписи на фарфоре. Орнаменты на керамических изделиях, выполненные Ведерниковым, указывают на мастерство исполнения и хорошее знакомство автора с принципами декоративной росписи по фарфору.
- С конца 1930-х до начала 1970-х годов он был одной из ключевых фигур в литографской мастерской Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
- В 1928 году А. Ведерников вступил в общество «Круг».
По своему характеру общество «Круг» было близко к московскому ОСТУ (Общество станковистов. 1925-1932 гг.), в отличие от «остовцев», «круговцы» были более свободны от социально-производственных тем, программно провозглашая «содержимое картины…ее формальную сущность, ее качество». А в целом для творчества художников, объединенных понятием «ленинградская школа», характерна особая атмосфера, пронизанная душевной чистотой, отмеченная высокой культурой, восходящей к традициям «Мира искусства». Обстоятельства, несомненно, толкали их на компромиссы, но ни социальная ангажированность, ни коммерческий расчет не коснулись творчества, поскольку они видели себя только в служении искусству.
Темы круговских работ Ведерникова вписывались в обычную практику этого объединения, он предпочитал камерные сюжеты из жизни города, или сцены труда в колхозной деревне. Характерная черта пейзажей круговского периода – высокая линия горизонта и динамичная диагональ в основе композиции.
К сожалению, большинство довоенных произведений Александра Семеновича погибло во время блокады Ленинграда. Однако, из сохранившихся городских видов ясно, что только он использовал своеобразный и редкий прием: изображение складывается из крупных пятен разного цвета, каждое из которых обведено по контуру темной линией.
В начале 1930-х годов деятельность «Круга» окончательно замерла, но сформировавшиеся за время его существования дружеские и творческие связи между художниками сохранились.
Александр Ведерников смог начать полноценную творческую работу благодаря общению в среде недавних выпускников Академии художеств и принципу коллективного руководства с обсуждением произведений. Художник стал генератором пластических идей, которые получили широкое распространение и легли в основу узнаваемой стилистики ленинградской пейзажной школы.
В фондах нашего музея находится 4 графические и 7 живописных работ мастера.
При написании статьи были использованы:
- Материалы из журнала «Русское искусство» и сборника «Третьяковские чтения. 2019»;
- А. И. Струкова. Александр Ведерников в обществе «Круг художников»: реконструкция биографии и творческой практики// Третьяковские чтения. 2019: материалы отчетной научной конференции. – Москва: Государственная Третьяковская галерея. 2019. – с.283-296.;
- Ю. М. Носов. Ленинградская симфония// Русское искусство.– 2004.– №2.– с 115-125.
Текст составила: сотрудник музея Шосс Ирина Ивановна.