Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Статья. Александр Семёнович Ведерников. 125 лет со Дня рождения художника.

23 ноября  2023 г.  –  125 лет  со Дня рождения художника Александра Семеновича Ведерникова (1898-1975).

Живописец, график, занимался керамикой. Автор пейзажей, натюрмортов. Участник выставок с 1928 года. Член общества «Круг художников» (1928-1930). Заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в Ленинграде.

И. И. Ершов. Портрет художника А.С. Ведерникова. 1949 г.
Калужский музей изобразительных искусств
  • 1921 — 1923 гг. – учеба в художественных мастерских в Нижнем Новгороде у А. В. Куприна и А. В. Фонвизина.
  •  1924 — 1928 гг. – учеба  в Высшых художественно-технических  мастерских, далее  в Высшем художественно-техническом институте (Ленинград) у О. Э. Браза и  А .Е. Карева.
  •  С 1939 года работал в экспериментальной литографской мастерской.

Период активной художественной работы Александра Семеновича Ведерникова был очень продолжительным. Его творчество оказалось тесно связано с такими важнейшими явлениями в истории изобразительного искусства Ленинград, как деятельность объединения «Круг художников» в 1920-е годы, с участием в сообществе, позднее получившим название «ленинградская пейзажная школа» в 1930-1940-е годы.

А.С. Ведерников «На Малой Неве» 1960 г. Государственное бюджетное учреждение Ивановской области «Ивановский областной художественный музей»

В июне-июле 1926 года А. Ведерников прошел практику на Дмитровском фарфоровой фабрике в Вербилках, где изучал все тонкости технологии – от растирания красок до исполнения росписи на фарфоре. Орнаменты  на керамических изделиях, выполненные Ведерниковым, указывают на мастерство  исполнения и хорошее знакомство автора с принципами декоративной росписи по фарфору.

  • С конца 1930-х до начала 1970-х годов  он был одной из ключевых фигур в литографской мастерской  Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
  • В 1928 году А. Ведерников вступил в общество «Круг».

По своему характеру общество «Круг» было близко к московскому ОСТУ (Общество станковистов. 1925-1932 гг.), в отличие от «остовцев», «круговцы» были более свободны от социально-производственных тем, программно провозглашая «содержимое картины…ее формальную сущность, ее качество». А в целом для творчества художников, объединенных понятием «ленинградская школа», характерна особая атмосфера, пронизанная душевной чистотой, отмеченная высокой культурой, восходящей к традициям «Мира искусства». Обстоятельства, несомненно, толкали их на компромиссы, но ни социальная ангажированность, ни коммерческий расчет не коснулись творчества, поскольку они видели себя только в служении искусству.

Темы круговских работ Ведерникова вписывались в обычную практику этого объединения, он предпочитал камерные сюжеты из жизни города, или сцены труда в колхозной деревне. Характерная черта пейзажей круговского периода – высокая линия горизонта и динамичная диагональ в основе композиции.

А.С. Ведерников «Графическая работа. Интерьер» 1961 г. Краевое государственное бюджетное учреждение культуры Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское»

К сожалению, большинство довоенных произведений Александра Семеновича погибло во время блокады Ленинграда. Однако, из сохранившихся городских видов ясно, что только он использовал своеобразный и редкий прием: изображение складывается  из крупных пятен разного цвета, каждое  из которых обведено по контуру темной линией.

В начале 1930-х годов деятельность «Круга» окончательно замерла, но сформировавшиеся за время его существования дружеские  и творческие связи между художниками сохранились.

А.С. Ведерников. Ленинград. «Фонтанка у Михайловского замка. 1950-е годы. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля»

Александр Ведерников смог начать полноценную творческую работу благодаря общению в среде недавних выпускников Академии художеств и принципу коллективного руководства с обсуждением произведений. Художник  стал генератором  пластических идей, которые получили широкое распространение и легли в основу узнаваемой стилистики ленинградской пейзажной школы.

В фондах нашего музея находится 4 графические и 7 живописных работ мастера.

А.С. Ведерников «Девичник» 1965 г. Музей изобразительных искусств Республики Карелия

При написании статьи были использованы:

  • Материалы из  журнала «Русское искусство» и  сборника «Третьяковские чтения. 2019»;
  • А. И. Струкова. Александр Ведерников в обществе «Круг художников»: реконструкция биографии и творческой практики// Третьяковские чтения. 2019: материалы отчетной научной конференции. – Москва: Государственная Третьяковская  галерея. 2019. – с.283-296.;
  • Ю. М. Носов. Ленинградская симфония// Русское искусство.– 2004.– №2.– с 115-125.

Текст составила: сотрудник музея Шосс Ирина Ивановна.

Поделиться: