Практически целый год шла работа по реализации проекта «Инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС». Мы рассказывали об этапах создания дизайна, проектирования, разработки сенсорных модулей, торжественной презентации, и наконец, готовы были принять пилотные группы для тестирования пространства.
В конце октября мы провели занятия для трех групп — детей не слышащих и плохо слышащих, детей с аутистическими расстройствами, и группы разновозрастных нормотипичных детей.
Когда мы проектируем новое пространство и услуги, то размышляем о возможных сценариях поведения гостей, которые в него попадут, о пользовательском опыте, который им придется постигать. Встречи с первыми посетителями – волнительны.
Во время тестовых посещений детей сопровождали родители и педагоги. В новом месте всегда комфортно быть с близким и родным человеком, не чувствуя волнения и тревоги. Сенсорная комната — специально оборудованное пространство с арт-терапевтическими модулями, воздействующими на органы чувств посетителя и оказывающими расслабляющее, отвлекающее, развивающее или активизирующее действие.
Перед посещением комнаты и дети, и взрослые были наполнены ожиданием чего-то нового и увиденное необычное экспериментальное пространство их не разочаровало! Отметим, что перед посещением никто из посетителей не находился в состоянии стресса, но после сеанса в комнате все отмечали обновление и улучшение общего состояния , подъем духа – не как возбуждение, а приятный восторг.
Как отмечает, тьютор – Светлана Зубарева, нормотипичных детей больше всего заинтересовал модуль «Световой дождь», где светящиеся нити фибероптического душа напоминают водопад или летний дождик.
Детей с аутистическими расстройствами привлек модуль со шнурами, так как повторяющиеся движения протаскивания шнурков через отверстия и создание из них узоров очень импонирует людям с РАС. Многие не отходили от модуля «меховая стена», где при взаимодействии с мягким ворсом происходит звуковая реакция в акустическом куполе. Такое медитативное действие – звуки и тактильный контакт – интригуют и расслабляют одновременно.
Не слышащим и плохо слышащим ребятам очень понравился модуль «застывшие капли», напоминающий сталактиты в пещерах. Такие выступы в природе обычно острые, твердые и холодные, в сенсорной комнате это мягкие яркие капли, которые можно трогать, прикасаться и массировать об них спину. В конце сеанса дети и взрослые с удовольствием расслаблялись, уютно расположившись на мягком покрытии и наблюдая за сменой цветовых картин модуля «Радужный луч».
В отзывах детей и взрослых восторг и восхищение, а главное – желание прийти снова. С 3 ноября 2020 года комната будет доступна для жителей и гостей Республики в формате сеансов с тьютором по записи.
РАСПИСАНИЕ СЕАНСОВ:
ВТОРНИК-ПЯТНИЦА 15.00
СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ 16.30
УСЛОВИЯ ПОСЕЩЕНИЯ: Максимальное количество посетителей 1 сеанса – 7 человек (0+). Это может быть как компания знакомых людей, так и сборная группа. Для посещения комнаты необходимо иметь с собой теплые носочки, уличная обувь снимается при входе в комнату. Посещение комнаты возможно по билету на экспозицию музея. Максимальная продолжительность сеанса – 1 час.
ЗАПИСЬ НА СЕАНСЫ ПО ТЕЛ. 78-37-13
Напомним, что такую инициативу Музей изобразительных искусств Карелии организовал в партнерстве с АНО “Центр “Экология культуры” в рамках проекта «Инклюзивная дизайн-программа “Дружелюбная среда для детей с РАС”, который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Часть модулей для сенсорной комнаты создаются благодаря проекту CULTURE OPEN (KA3018) программы приграничного сотрудничества «Карелия».
Авторы и разработчики идеи — Анастасия Дубровская, Андрей Скрицкий.