Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Самый…, самый… золотой экспонат

САМЫЙ ЗОЛОТОЙ ЭКСПОНАТ в коллекции Музея изобразительных искусств Карелии — это портрет кисти Порет А.И. «Вечно золотой Бах» (1967).

В московской квартире художника Алисы Порет (1902-1984) на стене висела её самая любимая картина – «Вечно золотой Бах» 1967 года. Полотно излучало сияние и будто наполняло пространство комнаты звуками хоралов, фуг и контат.

Музыка сопровождала Алису Ивановну всю жизнь, приносила ей радость и вдохновение. В петербургской квартире её родителей на Фонтанке стоял старинный рояль фирмы «Блютнер», на котором не раз вдохновенно играли органист Исайя Браудо и пианистка Мария Юдина. Позже в Москве Алиса Ивановна жила по соседству и была близко знакома с композитором Дмитрием Шостаковичем и оперной певицей Зарой Долухановой. Алиса Порет всегда восхищалась талантом и дарованием других людей, писала их портреты.

Иоганн Себастьян Бах был для Алисы Ивановны, с одной стороны, Богом в музыке, недосягаемой вершиной в искусстве, а с другой — «своим» близким человеком, безмолвным собеседником ее одинокой старости.

На холсте голова Баха занимает всё пространство, и кажется, что она не написана кистью, а отлита из бронзы и позолочена, как памятник великому композитору. Ангелы с золотистыми крылами возносят этому величию славу в золотые трубы.

«Вечно золотой», недосягаемо великий, и… в то же время вполне земной, живой и духовно близкий. Крупный нос, пухлые чувственные губы, двойной подбородок – обычный земной человек, весьма похожий на прижизненный портрет композитора, написанный в 1746 году немецким художником Элиасом Готтлобом Хаусманном.

Глядя на картину «Вечно золотой Бах» Алисы Порет вспоминается советский фильм 1941 года «Антон Иванович сердится», в одной из сцен которого профессора консерватории спорят о серьезной и легкой музыке. Один профессор говорит, что, когда слушаешь музыку великого Баха, хочется встать и снять шляпу. А другой профессор в ответ заявляет, что Бах был веселый и толстый человек, который писал и веселую музыку для танцев. Такое отношение к Баху чувствуется и в произведении Алисы Порет: единство величия гения и простоты земного человека.

Алиса Ивановна не смогла расстаться со своим «золотым Бахом», но пообещала, что после ее смерти картину можно будет приобрести у наследников при соблюдении одного условия: сохранить резную раму из кусков старой липы, которую Алиса Порет сделала сама. С 1984 года «Вечно золотой Бах» находится в музейном собрании Музея изобразительных искусств Карелии и по праву может называться самым ЗОЛОТЫМ экспонатом музея.

Использованы материалы книги С.К. Поляковой «Рассказы о картинах» (2013 г.).

Поделиться: