Некоторое время назад, в музей пришло интересное письмо от Геннадия Васильевича Жаренкова (1928г.), человека, который стоял у истоков музея, ранее называвшемся Музеем изобразительных искусств Карельской АССР, открытого в 1960г. Будучи первым реставратором музея, он принимал активное участие в собирательской деятельности, реставрации икон, пропаганде культурного наследия. Один из участников «Агитпоезда», в 1962-1963гг. ездившего с просветительской миссией по Карелии. Сейчас он проживает в Армавире (Краснодарский край).
Текст письма, вместе с редкими кадрами самого автора, запечатлевшими «Агитпоезд» и посетителей вагона-музея мы публикуем здесь.
К 50-летию работы Музея изобразительных искусств РК на агитпоезде
В 1962 г. наш молодой Музей изобразительных искусств Карельской АССР получил приглашение от северного отделения Управления железной дороги участвовать в просветительской деятельности по всей Карелии, особенно в удаленных ее уголках, на организованном «Агитпоезде». Для музея был оборудован «вагон-музей», к которому я был прикомандирован.
С этого момента с января по апрель началась моя новая жизнь. Я слился с «Агитпоездом» в единое целое.
Ночью под стук колес мы засыпали, а утром вставали и видели в зимнем заснеженном пейзаже маленькую станцию, а иногда и вообще только чистое поле. Кругом красота, заячьи следы и тишина. Потом откуда-то появляются люди, бегут к поезду, много детей. Начинается работа, целый день до вечера.
В первом вагоне проводились лекции лектором из обкома КПСС «О международном и местном положении». Затем студенты музыкального Петрозаводского училища давали живые концерты. В нашем «вагоне-музее» были выставлены художественные произведения карельских художников: К.Буторова, А.Козлова, Семяшкина, Г.Стронка, З.Львовича, Ф.Ниеминена, всего около 40-50 работ.
Мне приходилось под тусклым светом вагонных лампочек рассказывать о художниках, как они работают и о технике исполнения, и вообще об искусстве. Некоторые школьники трогали картины руками, проверяя их на ощупь. Многие впервые в жизни видели картины. Все это было грустно, но радости было больше.
Наши условия жизни в поезде были мало обухожены, без всякого комфорта. И конечно 3,5 месяца жить в таких условиях было трудно.Паровоз кочегарил страшно, копоти было много везде — в постели купейного вагона старого образца, на зубах и в голове. Волосы вылезали клочьями. Но на это мы не обращали внимания. Для нас было главным доставить радость людям, живущим не в лучших условиях.
Вот в таком настрое чувствовался наш творческий энтузиазм.
Ко всему этому мне хочется отметить начальника нашего поезда (к сожалению я не помню ее фамилию). Но это была твердая волевая немолодая женщина и очень добрая. Она помогала нам морально держаться, и это ей удалось. Спасибо ей.
К «Агитпоезду» были прикреплены еще три вагона: продовольственный, промтоварный и мебельный. Торговля шла бойко, так как железнодорожникам это было очень удобно.
Коллектив «Агитпоезда» состоял из начальника поезда, двух машинистов, двух кочегаров, трех проводников, трех продавцов, лектора и пятерых студентов музыкального училища Петрозаводска и меня, Жаренкова Геннадия Васильевича, художника-реставратора музея и историка (окончил исторический факультет Петрозаводского ГУ), всего 18 человек.
Наш «Агитпоезд» штурмовал карельские лесные просторы и прошел как «бронепоезд» с мирными целями более 50 станций и полустанций (Лендеры, Суккозеро, Лоймола, Пойвола, Муезереский, Харлу, Хелюля, Вяртсиля, Янисярви, и так далее.)
Наш коллектив во главе с начальником поезда достойно выполнил поставленные нам задачи, и вот спустя 50 лет наш «Агитпоезд» вошел в историю. Люди должны знать этот маленький подвиг 18 его участников, отметив его 50-летие.
06.02.2012.
Жаренков Г.В.