Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Путешествие с художником: Марокко глазами Г.А.Стронка

Почти все любят путешествовать. Кто-то пускается в путь за новыми впечатлениями, кто-то за деньгами или «за туманом и за запахом тайги». А художник собирает кисти и краски и отправляется за вдохновением. В фондах Музея изобразительных искусств Карелии есть произведения художников, созданные в дальних странствиях. Об этом мы и расскажем в нашем новом цикле публикаций «Путешествие с художником».

Сегодня наш «гид» – Георгий Адамович Стронк (1910-2005), автор прекрасных пейзажей и широко известных иллюстраций к эпосу «Калевала», создатель целой галереи портретов известных людей Карелии и серии работ, посвященных природе и людям Беломорья.

В августе-сентябре 1963 года Георгий Адамович Стронк совершил интереснейшее путешествие. Он побывал в Марокко, Италии и Франции. Рисунки из его серии «Путевые зарисовки», хранящиеся в нашем музейном собрании, помогут нам проделать тот же путь вслед за художником.

Итак, перед нами Марокко – страна в Северной Африке с невероятным разнообразием пейзажа, флоры и фауны, соединившая в себе самые прекрасные традиции Востока. Пустынные пейзажи, простирающиеся до горизонта, и пальмовые рощи редких оазисов предстали перед взором художника.

Георгий Адамович посетил старейшие города Марокко: Марракеш и Рабат, это две из четырех исторических столиц государства.
Город Марракеш был основан в 11 веке, и в те далекие времена был главным городом Марокко. Самая старая часть города Марракеш – Медина – это древняя крепость, окружённая мощной 10-километровой стеной, в которой есть 14 ворот, а также масса дозорных башен. Ворота крепости выполнены строго в арабском стиле и представляют собой несколько переходящих одна в другую мавританских арок, выстроенных в виде подковы и украшенных традиционными арабскими узорами. История этой конструкции началась в далеком 1126 году. Сейчас Медина Марракеша причислена к памятникам Всемирного наследия.

В сердце Медины — площадь Джемаа аль-Фна. Здесь можно увидеть акробатов, сказочников, продавцов воды, танцоров, музыкантов, заклинателей змей и обычных жителей города, спешащих по своим делам.

За старым городом простирается роща финиковых пальм — прекрасный оазис, занимающий площадь 13 га. Еще в 12 веке здесь была устроена специальная ирригационная система для полива 100 000 деревьев.

Пальмовая роща

Главное средство передвижения по пустыне — это, конечно, верблюд. В Марракеше их множество. Некоторые марроканцы зарабатывают себе на жизнь, устраивая для туристов прогулки верхом на верблюде. Художник изобразил портрет одного из «кораблей пустыни» — добродушного верблюда.

По пути в нынешнюю столицу Морокко, город Рабат, мы заедем в Волюбилис и увидим находящийся под охраной ЮНЕСКО памятник Всемирного наследия – руины древнего города. Время возникновения Волюбилиса теряется в глубине веков. Название в переводе с латинского означает «щедрость», намекая на плодородие почвы. В этом старинном римском городе когда-то очень и очень давно были построены триумфальная арка, форум с базиликой и проложен акведук. Многолетние раскопки открыли для посетителей былую красоту и величие руин, и сейчас это часто посещаемое туристами место, а в 1963 году художник увидел его таким.

Марокко — раскопки древнего римского города

Рабат (в переводе — «укреплённый монастырь») — один из старинных городов Марокко, и наибольшего расцвета он достиг в 12 веке при Якубе аль-Мансуре, который построил в городе множество сооружений, включая крепость Касба Удайя, а также начал строительство мечети, которая должна была стать крупнейшей в мире. Минарет её должен был достичь высоты 86 м, но был к моменту смерти Якуба достроен лишь до 44 м, после чего строительство прекратилось. Недостроенный минарет или Башня Хасана и несколько столпов из песчаника, оставшиеся от исполинской мечети, которую предполагалось воздвигнуть подле минарета, видны на рисунке Георгия Аламовича Стронка.

Восточный город. Башня

Сейчас Рабат — культурный и индустриальный центр Марокко, очень востребованное место туристического паломничества.

Монархическое правление закреплено в марокканской конституции. В 1963 году во время путешествия художника Стронка на престоле сидел король Мулай Хасан Алауи – Хасан II, который в своей тронной речи сказал: «Вступая на престол моих славных предков, я готов отдать все свои силы для защиты интересов моей страны, которой буду искренне и бескорыстно служить. Мое сердце навсегда принадлежит моему народу…».

Рабат — у ворот дворца Хасана II

У ворот дворца короля Хасана II мы с вами побывали, благодаря очередному рисунку Георгия Адамовича Стронка.

Материал подготовлен Людмилой Никифоровой, заведующей экспозиционно-выставочным отделом

В следующий раз мы отправимся в Италию и во Францию! И снова в роли «гида» Г.А.Стронк.

На фотографиях работы Г.А.Стронка из альбома «Путевые зарисовки» (1963)

Поделиться: