Сегодня мы приглашаем вас пристально взглянуть на работу Александра Харитонова «Валаам. Композиция с ангелом» (1989-1991).
Искусство не всегда выражает радость. И рассуждение, что вдохновение приходит к творцу лишь в приятные и счастливые моменты его жизни, это миф. Душевные переживая и размышления, по ощущениям окружающих совершенно незначительные, могут побудить художника к работе. Причем осознать первоначальную эмоцию и душевный всплеск художника нам — потомкам, зачастую, оказывается невозможным: проходит время, стираются воспоминания, люди уходят, ценности общества меняются, ракурс восприятия искажается.
Глядя на пейзаж художника, зритель радуется солнечному небу и заворожено следит за колыханием травы на его работах. Реставратор, высматривает технические дефекты времени на полотне и пытается сохранить свежесть творения для потомков. Искусствовед оценивает картину в разрезе эпохи и основных идей, сравнивая мастерство художника с произведениями других авторов. Поверхностного восприятия, когда человек считывает эмоциональную нагрузку с картинки, исследователю бывает недостаточно и любая «неразборчивая надпись» превращается в некую игру поиска, в результате которой могут открыться удивительные факты.
Не давая никакой оценки, мы хотим рассказать историю одной такой надписи. Как это всегда бывает, работа, попавшая в фонды музея, может долго хранится, ее сохранность регулярно проверяют и оберегают от вредоносных воздействий, но за исследование ее истории не берутся. Так произошло и в данном случае.
Для экспонирования на выставке Александра Харитонова был отобран триптих «Валаам. Композиция с ангелом» 1989-1991 годов создания. Коллажная композиция, исполненная на 3-х листах бумаги, наклеенных с промежутками на черную фанеру. Слева – фрагмент трехэтажного кирпичного монастырского здания с облупившейся светлой штукатуркой и двухэтажной пристройкой, перед ним – серо-черные стволы голых деревьев. В центральной части триптиха изображен интерьер коридора с лестничным пролетом, окном и дверным проемом; вверху парит белая фигура ангела с трубой. Справа – фрагмент монастырского кладбища с надгробными плитами между стволами деревьев с опадающей разноцветной листвой. При подготовке триптиха к экспонированию, мимолетный взгляд нашего сотрудника выхватил из многочисленных элементов композиции авторскую надпись, в которой четко прочитывались слова и даты: <*** ножом зак / Свою милу, её сестру *** (зачёркнуто)***, / а сам повесился в 1983>
Мы намеренно не хотим публиковать имена, обезличивая данную историю. Заинтересовавшись прочитанным, сотрудники музея стали искать сведения о событиях, описанных в надписи. Нашлись свидетели этой трагической истории, и мы хотим рассказать о ней, опуская некоторые подробности.
«Жила одна семья на острове Валаам. Семья была неблагополучная, нередко после застолий присутствовало рукоприкладство. В семье росла девочка. И ей выпало в жизни пережить страшную трагедию. Пьющий отец угрожал матери, и она приглашала к себе сестру, вдвоем женщинам было спокойнее. Но вот однажды, рано утром, когда сестры шли на работу, мужчина встретил их в тёмном проходе у старого монастырского кладбища с ножом и убил обеих, а сам, видимо осознав весь ужас произошедшего, покончил жизнь самоубийством. Осиротевшую в один миг девочку сначала воспитывала бабушка, а после ее смерти – дядя. Он был очень заядлым рыбаком, в шторм поехал на лодке проверять сети и не вернулся».
Появление надписи на триптихе означает, что для художника было важно не только помнить, когда и где создана работа, но и эмоции, переживания, подвигшие его к ее написанию. Зная теперь историю надписи, мы по-новому смотрим на произведение. Композиция начинает преображаться. Многие незначительные ранее детали выходят на передний план, становятся понятны отдельные элементы триптиха.
Триптих «Валаам. Композиция с ангелом» представлен на выставке произведений Александра Харитонова в залах музея до 11 апреля.
Текст подготовлен Ксенией Еловских, куратором выставки
На фотографии и заставке: фрагменты триптиха «Валаам. Композиция с ангелом» (1989-1991)