Еще с древних времен люди использовали символы и знаки, чтобы понимать друг друга лучше. В детстве каждый играл в игру «казаки-разбойники», где с помощью стрелок на дороге нужно было найти убегающих. Что говорить про эмодзи, которые мы ежедневно используем в сообщениях на смартфоне, чтобы выразить эмоции и настроение. Чтобы также легко и непринужденно ориентироваться в новом пространстве без чьей-либо помощи, существует навигация.
Во время ремонта здания музея мы задумались об усовершенствовании входной зоны, чтобы повысить туристскую привлекательность объекта. Помимо преобразований самой среды, большое внимание было уделено навигации внутри пространства. Порой кажется, что в небольшом музее потеряться трудно, а расположение выставочных залов или туалетной комнаты очевидно, но это не так.
Для решения этой задачи мы пригласили Виктора Сафонова – графического дизайнера, с которым нас связывают долгие партнерские отношения. Мы провели несколько многочасовых обходов всех помещений музея, детально изучали планы и схемы этажей, чтобы оценить пользовательский опыт и процесс принятии решений наших гостей. После определения ключевых точек системы навигации было принято решение обновить логотип музея, выбрав более читабельный современный шрифт, а также использовать цвет как маркер для выделения тех или иных зон. Такое в музее применялось впервые. На основе этого родилась основа системы навигации – панели с указателями и разделителями экспозиций и зон мейкерства.
Прямо при входе мы разместили визуальную карту двух этажей музейных пространств для планирования визита и ориентирования в пространстве. Такое решение позволяет посетителям сразу спланировать визит.
Элементами навигации стали и функциональные объекты. Так светильники на парадной лестнице превратились из обычных ламп в световые навигационные ориентиры.
Виктору Сафонову удалось также разработать для музея уникальные пиктограммы, которые обозначают зоны продажи сувенирной продукции, туалетные комнаты, сервис аудиогид, гардероб, кассу.
Отдельным блоком стали информационные панели по обе стороны фойе, одна из них посвящена коллекциям музея, другая – истории здания – памятника архитектуры 18 века. Дизайнеру удалось гармонично совместить изображения из разных фондовых коллекций, а для рассказа истории здания были найдены архивные фотография разных эпох.
По словам Виктора сотрудничать с музеем всегда очень интересно, потому что это не просто место, где висят картины, а культурный центр, туристский объект и даже символ города. Виктор Сафонов поделился своими впечатлениями о работе с музеем:
«Передо мной стояла задача организовать внутреннее пространство с помощью простой и понятной системы навигации. Сложность была в том, что само здание небольшое, пути просмотра выставок пересекаются. Мест для размещения указателей не так много. По техническому заданию все надписи должны были быть выполнены на трех языках — русском, английском и китайском. Была принята моя идея — ввод дополнительных цветов для выделения временных выставок и задействование разных поверхностей для размещения информации.
Я рад, что наш музей идет в ногу со временем, не стоит на месте, всегда радует новыми интересными проектами, привлекает для этого дизайнеров и современных художников. Мне очень приятно и ответственно участвовать в этом процессе».
Такая модернизация входной зоны и системы навигации стала возможной благодаря международному проекту KA9021 «Музеи в фокусе: развитие культурных сервисов для китайских туристов» (ППС«Карелия» 2014-2020, финансируемая Европейским Союзом, Финляндией и Россией), направленного на создание музейных сервисов и продуктов для китайских туристов на региональном уровне.
Мы уверены, что о верных партнерах и хороших подрядчиках нужно рассказывать чаще, чтобы страна знала своих героев, а мир становился красивее и лучше! Мы желаем Виктору Сафонову творческих успехов и надеемся на плодотворное сотрудничество!