Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

/НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ/ «Бурная биография» сосудов или задача с двенадцатью неизвестными

кружки немецкие горизонт

У каждого музейного предмета есть «легенда», то есть история его происхождения и бытования. И чем старше предмет, тем интереснее и увлекательнее его история. Однако иногда, чтобы узнать перипетии всей этой долгой и витиеватой жизни экспоната, нужно много потрудиться. В фондах музея хранятся 12 предметов западноевропейской керамики высокого художественного уровня. Эти своеобразные по форме кувшины для вина и пивные кружки доносят до нас живой трепет далёкой средневековой эпохи. Возможно, в этих сосудах подавали к столу зажиточного европейского горожанина яблочное или виноградное рейнское вино и баварское пиво.

На фото: Пивная кружка с крышкой. III четверть XVIII. Германия, кувшин с металлической крышкой. I треть XVII века. Германия, глиняная кружка с металлической крышкой. Конец XVII- I половина XVIII века. Германия

Благодаря тому, что сосуды долгое время были музейными экспонатами и сменили не один музей, следы этой «бурной биографии» остались на самих предметах. На ручках сосудов есть маленькие медные медальончики с номерами. Это признак их принадлежности к музею императорской четы Александра III и Марии Федоровны в Аничковом дворце. После революции в 1918 году все дворцовое имущество было национализировано и перешло в ведение Музея города. На донышке сосудов остались бумажные бирочки с номерами и надписью: «Музея города. Исторические помещения Аничкова дворца». После ликвидации «исторических помещений» и расформирования Ленинградского государственного музейного фонда в 1928 году кружки и кувшины прибыли в Петрозаводск и сначала получили инвентарные номера краеведческого музея, а в 1961 году обрели последнее место хранения – наше музейное собрание, и каждый из них получил еще один учетный номер.

Ни в одном из музейных документов не было сведений ни о стране изготовления сосудов, ни об их датировке, ни об авторе. Перед сотрудниками музея стояла трудная, но очень интересная задача с двенадцатью неизвестными.

Сосуды изготовлены из фаянса, обычной керамики и так называемой каменной массы, покрыты солевой глазурью, украшены тиснением, некоторые росписаны кобальтовой эмалью. Это позволило предположить, что произведения были созданы в Германии.

Первый этап исследования наших сосудов был проведен сотрудником музея Л.П. Соколовой при помощи специалистов Государственного Эрмитажа в 2003 году. И было сделано немало открытий! Во-первых, оказалось, что большинство сосудов относятся к трем крупнейшим центрам керамического производства в Германии XVI-XVIII веков. Во-вторых, исследователей ждала необычайная удача – были определены авторы двух сосудов.

В рейнских гончарных центрах впервые научились производить обжиг посуды ещё в XIII веке, а с изобретением кельнскими гончарами солевой глазури в середине XV века началось время процветания рейнских центров по производству керамических изделий: Кёльн, Фрехен, Зигбург, Рёрен и Вестервальд.

Зигбургскую керамику ценили за ее белый цвет. Наивысшего расцвета керамическое производство в Зигбурге достигло к середине XVI века. В нашей коллекции высокий светлый цилиндрический кувшин с металлической крышкой сразу привлекает внимание. По тулову сосуда вылеплены сцены из античного сюжета «Самсон и Далила», а в нижней части прочитывается монограмма «НН». Мастер Ханс Хилгерс работал в Зигбурге с 1569 по 1595 годы. Монограмма мастера, форма и декор позволили исследователям определить, что этот сосуд был сделан мастером Хилгерсом в 1580-е годы в городе Зигбург.

На фото: Ханс Хилгерс.Керамический кувшин с металлической крышкой. 1580-е гг. Германия

На рубеже XVI-XVII веков одним из главных гончарных центров Рейнской области становится Рёрен. Небольшой коричневый сосуд из нашего музейного собрания относится именно к этому периоду времени. Темно-серая керамическая масса, покрытая соляной глазурью, приобрела при обжиге коричневый оттенок, а в оформлении тулова используются типичные в то время изображения семи курфюрстов. Образы тех же семи курфюрстов запечатлены на сосуде из серой керамической массы с синим кобальтовым орнаментом.

На фото: Керамический кувшин с металлической крышкой. 1602 г., Германия, керамический кувшин с металлическими горлышком и крышкой. 1602 г., Германия

Мы решили разобраться, кто же изображен на этих семи портретах. Курфюрст в переводе с немецкого – «князь-выборщик», за этой должностью в рейхстаге было закреплено право избрания императора Священной Римской империи.

Так как сосуды из нашего музейного собрания датированы 1602 годом, то мы можем поименно назвать изображенных на их туловах людей. По левую и правую руки от центральной фигуры сидят:

архиепископ Майнца — «имперский великий канцлер» Германии — Иоганн Адам фон Бикен;

архиепископ Трира — «имперский великий канцлер» Галлии и Бургундского королевства — Лотарь фон Меттерних, обладающий особой привилегией первым оглашать результаты выборов и имя нового императора;

архиепископ Кёльна — «имперский великий канцлер» Италии — Эрнст Баварский;

пфальцграф Рейнский — «имперский великий стольник» — Фридрих IV из династии Виттельсбахов;

герцог Саксонии — «имперский великий маршал» — Франц II Саксен-Лауэнбургский;

маркграф Бранденбурга — «имперский великий камергер» — Иоахим Фридрих Бранденбургский из династии Гогенцоллернов.

Центральная фигура – это король Богемии — «имперский великий виночерпий» — Рудольф II, который так же несколько раз подряд избирался императором Священной Римской империи. Рудольф II прославился тем, что собрал большую коллекцию книг, рукописей, картин, монет, драгоценных камней, минералов и всяких других редкостей, был меценатом, пригласил в Прагу работать многих учёных и деятелей искусства различных стран: астрономов Иоганна Кеплера и Тихо Браге, скульптора Адриана де Вриса, художников Бартоломея Шпранглера и Джузеппе Арчимбольдо – автора знаменитого портрета Рудольфа II.

Среди мастеров керамики города Рёрена особо выделялась семья Менникен, ярким представителем которой был, несомненно, Ян Еменс Менникен, в мастерской которого создавали массивные кувшины с рельефным декором, украшенные синей кобальтовой глазурью. Сам Менникен работал в Рёрене с 1568 по 1594 гг., и некоторые исследователи считают, что именно ему принадлежит авторство использования кобальтовой поливы для оформления серой керамической массы. И один невысокий кувшин с металлической крышкой, украшенный лепкой на узком горлышке и геометрической резьбой с синей росписью на тулове, сохранил для нас клеймо этого известного мастера. На горлышке проглядывается монограмма «YM» и цифры «93». Сотрудникам музея удалось узнать, что монограмма и дата доказывают, что кувшин был создан в 1593 году мастером Яном Еменсом Менникеном.

На фото: Ян Еменс Менникен. Кувшин с металлической крышкой. 1593 г., Германия

В начале XVII века многие представители гончарных «династий» из Зигбурга и Рёрена, в том числе и Ян Еменс Менникен, переезжают в Вестервальд, и там начинается подъем керамического производства с использованием соляного обжига и украшений кобальтово-синими и марганцово-сиреневыми рельефами. В нашем музейном собрании четыре сосуда относятся по своему происхождению к Вестервальду и датируются концом XVII – XVIII веками. Пивная кружка с витиеватым синим кобальтовым рисунком на сером тулове была сделана мастерами деревушки Гренцау, об этом рассказала исследователям вытесненная буква «G».

На фото: Кувшин с металлической крышкой. Начало XVIII века. Германия, кружка пивная. Конец XVII — начало XVIII. Германия

О загадках сосуда из Вестервальда с образами двух датских принцесс мы Вам уже рассказывали.

В атрибуции предмета редко бывают случаи, когда можно поставить «точку», в этой сфере музейной жизни всегда есть место для поиска.

А как же старинные немецкие кружки и кувшины попали в Петербург в дворцовый музей? Во второй половине XIX века сосуды из обихода европейской средневековой знати и бюргеров заполнили антикварный рынок и стали объектом собирательства, в том числе и в России. Известный маринист Алексей Петрович Боголюбов, будучи большим ценителем художественного ремесла, не мог остаться к ним равнодушным. Именно от него в Саратовский музей имени А.Н. Радищева поступила основная часть предметов немецкой керамики, большинство из которых выполнено в Вестервальде. Керамические изделия из коллекции Михаила и Сергея Петровичей Боткиных бережно хранит Русский музей. Известно, что императрица Мария Фёдоровна ценила немецкую керамику и приобретала ее в том числе и для своей коллекции в Аничковом дворце. Согласно архивным документам: списку предметов дворцового музея и фотографиям его интерьеров – керамических сосудов в его залах было очень много. В Петрозаводск прибыла только малая часть этого собрания – всего 12 предметов.



Исследование проведено Никифоровой Людмилой Александровной, заведующей экспозиционно-выставочным отделом.

Поделиться: