С началом пандемии и ограничений, вводимых из-за распространения коронавирусной инфекции, учреждения всего мира перешли в онлайн, что позволяет проводить крупные публичные мероприятия и делиться опытом и в дистанционном формате. Так этой осенью на площадке ZOOM прошла ежегодная всероссийская научно-практическая конференция института физической культуры, спорта и туризма ПетрГУ «Туризм и образование: исследования и проекты». В рамках двухдневной сессии 26-27 ноября 2020 состоялось обсуждение основных проблем развития внутреннего и въездного туризма в регионах России, связанных с разработкой новых турпродуктов, их продвижением на рынок туристских услуг и повышением качества экскурсионных услуг.
В работе конференции в качестве спикеров приняли участие два сотрудника музея:
Козловская Наталья Владимировна, заведующая отделом развития
Салтыкова Татьяна Викторовна, главный специалист по маркетингу
Сотрудники музея представили более 90 участникам конференции результаты своей работы за последнее время. Татьяна Салтыкова познакомила с промежуточными результатами работы по проекту КА9021 «Музеи в фокусе: развитие культурных сервисов для китайских туристов» (ППС «Карелия»), а также сложностями, с которыми команда проекта столкнулась на этапе реализации, и уже видимыми достижениями. Удалось представить итог модернизации входной зоны музея, обновленную зону реализации сувенирной продукции, наработки новой системы навигации на первом этажа музея, а также рассказать о ближайших планах — создании нового раздела постоянной экспозиции, посвященного всемирно известному эпосу «Калевала», который откроется в конце февраля 2021 года.
Наталья Козловская уделила внимание новым трендам в туристическом секторе из-за глобального карантина. Эксперты отмечают снижение групповых туров, консерватизм старшего поколения при принятии решения о новых путешествиях, рост путешествующих в возрасте 35-45 лет, уникальные маршруты без массовых потоков, предпочтение совершать поездки на личном транспорте, «новое» групповое обслуживание (небольшие семейные группы и компании друзей), рост внутреннего туризма (популярность Карелии среди ведущих туристических направлений в России), кастомизированное предложение, инклюзия.
Музей, являясь объектом туристического показа, стремится учитывать новые тенденции и выстраивать свое предложение для нужд и потребностей гостей и туристов.
За последние 10 лет Музей реализовал некоторые инициативы по формированию инклюзивной среды и доступности культурных ценностей для посетителей с особыми потребностями.
В 2020 году в музее открылось новое пространство — сенсорное комната — место, где люди с особыми потребностями могут отдохнуть, расслабиться и переключить внимание после посещения экспозиции.
На конференции были представлены типы сенсорных модулей — для аудиалов, визуалов и кинестетиков, а также презентовано пространство комнаты, система навигации и элементы с использованием фрагментов произведений известных карельских художников.
Напомним, что такую инициативу Музей изобразительных искусств Карелии организовал в партнерстве с АНО “Центр “Экология культуры” в рамках проекта «Инклюзивная дизайн-программа “Дружелюбная среда для детей с РАС”, который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Часть модулей для сенсорной комнаты создаются благодаря проекту CULTURE OPEN (KA3018) программы приграничного сотрудничества «Карелия». Авторы и разработчики идеи — Анастасия Дубровская, Андрей Скрицкий.
Результаты проектов вызвали интерес среди других спикеров и участников конференции, были высказаны предложения по сотрудничеству и задан ряд вопросов.
По итогам конференции будет издан сборник статей, где планируется представить опыт Музея изобразительных искусств республики Карелия.