Впервые в истории музеи подняли вопрос по работе с людьми старшего поколения на отдельной научно-практической конференции «Музеи и старшее поколение: практики соучастия в эпоху социальных вызовов» (в рамках проекта «Музейный СтарТрек» – победителя 1-го Конкурса Фонда президентских грантов 2019 года), где поднималась проблема взаимодействия и партнерства отраслей социальной защиты и культуры для музеев Москвы (федерального и регионального подчинения) и Территориальных центров социального обслуживания с участием ведущих российских социологов, антропологов, геронтологов, представителей зарубежных и отечественных музеев.
В рамках конференции 26-27 сентября 2019 года в Третьяковской галерее в Москве прошли выступления, «круглые столы» и панельные дискуссии на тему эффективности социокультурных практик по вовлечению людей старшего поколения в работу с наследием в духе «культуры участия».
Затронули эту тему не случайно, потому что появился устойчивый тренд на увеличение продолжительности жизни, исследования говорят о том, что 50-летний человек в 2000-ом году по сути равен 60-летнему человеку в 2018 году. При этом прослеживаются основные тренды в старении: увеличение количества одиноких людей, больше социальной изоляции, феминизация старости, межпоколенческая разобщенность.
Легендарная Ирина Антонова — президент ГМИИ им. Пушкина — отметила, что в России культурный сектор в работе с пожилыми людьми чрезвычайно отстал по сравнению с прорывом в работе с детьми, поэтому этому направлению стоит уделить особое внимание!
Ведущие эксперты и специалисты по социологии, социальной работе, психологии пожилого возраста и «культуре участия» поделились опытом выстраивания эффективного взаимодействия с данной группой населения, представили лучшие образцы отечественных и мировых музейных практик в этой области. Не смотря на то, что проектов реализуется много, но все больше происходит уход от медицинского и социального подхода, используются альтернативные партисипаторные (до сих пор в русском языке нет аналога этого слова) практики, девиз которых «ничего для нас без нас», где пожилой человек становится не субъектом воздействия, а объектом и со-продюсером мероприятий.
Когда говорят о людях 50 + — это такая большая и разнообразная группа, что это то же самое, что говорить 50 — и подразумевать всех о 0 до 50! Создавая новые мероприятия или продукты для этой категории граждан нельзя опираться только на возрастной критерий, важно учитывать интересы, предпочтения, ожидания!
Английские коллеги в своих презентациях программ для людей старшего возраста часто употребляют термин «age-friendly», дословно «дружественный к возрасту», что отражает суть и воспринимается правильно. В русском языке пока нет такого понятия, что усложняет позиционирование некоторых продуктов.
Многие докладчики на конференции рассказывали об успехе проекта мэра Москвы «Московское долголетие». Из трех миллионов московских пенсионеров 160 тысяч активно посещают творческие и спортивные занятия в разных культурных и общественных центрах абсолютно бесплатно! Дело в том, что город выкупает у государственных учреждений и некоммерческого сектора эти услуги по цене 165 рублей в час за 1 человека! Учреждения порой высказывают недовольство, что музей, купивший краски и бумагу получает меньше выгоды, чем те, кто занимается нордической ходьбой или бегом. Коллегам из регионов такие споры не понятны, потому что подобных программ не существует, а большая часть инициатив для людей старшего поколения реализуется исключительно в рамках грантовых проектов.
Вдохновляют проекты с позитивными «новыми старшими» из разных инициатив — кто-то в Перми рисует граффити в городском пространстве, кто-то в Англии становится лицом модной одежды Rihanna, другие организуют крупнейший фестиваль «Young old» или масштабную работу серебряных волонтеров.
Отдельно обсуждалась тема цифровизации и создания умных горoдов (smart-city). Возрастает роль электронных сервисов, карт, различных видов цифровых регистраций, но параллельно растет уровень недоверия населения к этим услугам, люди не хотят делиться своими персональными данными. Общий уровень цифровой грамотности составляет 4,52 из 10 баллов, что создает барьеры для внедрения новых цифровых услуг. При этом, в регионах уровень проникновения интернета составляет 76%, а это значит, что 1/4 населения не имеет до сих пор доступа к сети.
Одна из тенденций — атомизация общества из-за развития социальных сетей и интернета, живое общение становится роскошью, поэтому возрастает роль специальных программ на базе учреждений культуры, где люди могут общаться лично.
Практическая часть конференции была посвящена моделированию механизмов совместной работы музейных специалистов, сотрудников учреждений социальной защиты по созданию условий для включения граждан старшего возраста в работу с наследием.
Сотрудник музея — Наталья Козловская — выступила с докладом о работе в рамках программы «активное поколение» при поддержке Фонда Тимченко, которую музей ведет с 2014 года. Проекты «ОДЕЯЛО НА СЕБЯ» и «ЛОСКУТНЫЙ STARTUP» способствовали организации работы с людьми серебряного возраста в Петрозаводске и нескольких районах Карелии. Проекты в 2016 году стали призерами международного фестиваля «Интермузей». Благодаря команде — Марине Коршаковой и коллегам из районов — Ольге Локтевой, Наталье Петрушко, Галине Ханенко, Ольге Саволайнен, а также партнеру Ольге Стасевич и оператору фонду «Новое образование» инициатива получила высокую оценку участников и общественности.