Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Музей в 100 предметах: К.Коровин «Пейзаж с избами» (1894)

Рубрика «Музей в 10 предметах» выросла в рубрику /МУЗЕЙ В 100 ПРЕДМЕТАХ/! Наша команда не может остановиться — мы очень хотим поделиться с вами рассказами о наших музейных сокровищах!

Константин Алексеевич Коровин «Пейзаж с избами» (1894 г.)

В 1894 году Мамонтов подал министру финансов С.Ю. Витте докладную записку, в которой, описывая богатства Русского Севера, предлагал провести через непроходимые топи и леса железнодорожную магистраль от Вологды до Архангельска. Министр финансов, прежде чем дать ответ, решил воочию познакомиться с этим краем, предложив С.И. Мамонтову вместе с ним в составе специальной комиссии совершить поездку по Северу. Тем более, что в задачу правительства входило отыскание на Мурманском побережье незамерзающей гавани для размещения там русского военного флота

Путешествие продолжалось чуть более трех недель. Сначала участники экспедиции плыли по Сухоне и Северной Двине до Архангельска, а затем отсюда на океанском пароходе отправились на Соловки и в Екатерининскую гавань на Мурмане, далее прошли вдоль берега Норвегии, прибыли в Финляндию, а оттуда поездом вернулись в Петербург. Получив сильнейшее эстетическое наслаждение от увиденного на архангельском Севере и желая поделиться этим чувством с другими, Савва Иванович отправляет туда же за свой счет в середине лета 1894 года своих друзей-художников — В.А. Серова и К.А. Коровина, недавно вернувшегося из Франции, где он прожил около полутора лет. «Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть» — восклицал Мамонтов, имея в виду Коровина.

Но, помимо чисто эмоционального порыва, этим решением руководил крепкий и здравый смысл. Дело в том, что, получив разрешение на проведение железнодорожной ветви до Архангельска, строительство которой удачно завершилось в 1897 году, меценат и промышленник намеревался заранее познакомить российское общество с этим экзотическим краем. Наиболее удобной для этого случая формой стало строительство павильона Крайнего Севера на предстоящей в 1896 году Нижегородской промышленной и художественной выставке. Создание архитектурного и экспозиционного проекта, а также выполнение десяти монументальных панно Мамонтов решил поручить Константину Коровину, хорошо зная его как прекрасного декоратора.

Коровин и Серов проделали практически тот же самый маршрут что и Савва Иванович Мамонтов: по Северной Двине они прибыли в Архангельск, а оттуда на комфортабельном океанском пароходе «Ломоносов» товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства отправились дальше, на Новую Землю и Мурман, посетили северную Норвегию, шведскую Лапландию, Финляндию.

В конце сентября друзья вернулись в Москву с большим количеством написанных во время путешествия северных этюдов, которые пригодились в процессе создания монументальных панно, а в последствии изменили акценты в русской пейзажной живописи. Суровый край стал для Константина Коровина полным откровением, поразил красотой и необычностью увиденного. Работая над одними и теми же мотивами: панорамными пейзажами, ландшафтными видами с включением стаффажных фигур, изображениями архитектуры в пейзаже, он практически создал новый тип русского пейзажа – «Северный пейзаж», по суровой красоте и непривычности затмевавший южный. Кроме того, северные этюды Коровина утвердили в русской живописи 1900-х годов господство благородной гаммы жемчужных и серо-пепельных тонов. Сам Коровин говорил, что нигде не встречал такого многообразия оттенков цвета, как на якобы монохромном Севере. Позже свою увлеченность северным краем художник объяснит тем, что такого тонального богатства красок на юге увидеть невозможно. Кстати, всего Коровиным написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, и вместе составляющих один общий северный цикл работ. Картины, посвященные Русскому Северу, художник причислял к своим любимым работам.

Ныне один из этих знаменитых «северных этюдов» — «Пейзаж с избами» 1894 года находится в экспозиции русского искусства МИИ РК. В пейзаже нет ярких красок, совсем непритязателен архитектурный мотив, однако работа поражает тональным единством холодноватой серебристо-синей гаммы. В пейзаже, написанном темперой, что практически исключено для импрессионистов, очень точно подмечены особенности рассеянного освещения, холодная влажная атмосфера Севера, сложные тональные переходы, очарование неприметного. Касаясь своего метода работы, К. А. Коровин говорил, что «Живопись – удивительно точное дело, что все держится на чуть-чуть, не попадешь в чуть-чуть, и ее нет», и именно суровый северный край дал возможность художнику абсолютно совершенно проявить свой врожденный колористический дар.

Текст подготовлен Аллой Викторовной Мельниковой, хранителем коллекций «Древнерусское искусство» и «Русское искусство»

На фотографии: К.А.Коровин «Пейзаж с избами» (1894 г.)

Поделиться: