Перейти к содержимому

Музей изобразительных искусств Республики Карелия

«Миграция и город» — наблюдения во Франции

Сотрудник музея — Наталья Козловская — приняла участие в образовательной поездке по программе «Миграция и город» при поддержке Посольства Франции в России и Мэрии Парижа. Стажировка проходила с 12 по 18 мая в Париже и Руане и была организована французской ассоциацией D’EST. Восемь человек из восьмидесяти были отобраны на конкурсной основе, чтобы познакомиться с тем, как Франция адаптирует мигрантов в социокультурном аспекте.

Главная цель поездки — изучение представителями администраций районов, работниками домов культуры и музеев, активистами, социально ответственными девелоперами и архитекторами из разных городов России французского опыта по вопросам города и миграции, городских практик по интеграции мигрантов и беженцев на местном уровне.

Поездка включала ряд встреч, семинаров, визитов, лекций,  дискуссий и экскурсий со специалистами по выбранной тематике.

Париж

Программа началась с приема в мэрии Парижа, где участники провели две интересных и плодотворных встречи.

Руководитель отдела интеграции беженцев  — Сесиль Минэ — рассказала о существующих проблемах и путях их решения. С 2015 года  во Франции огромный наплыв беженцев, только в 2018 году было официально подано более 120 тысяч заявок на получение официального статуса, в том числе 20 тысяч дети.  Новая тенденция — несопровождаемые несовершеннолетние, которых Франция защищает по закону о детях (до 18 лет). Иногда, при отсутствии документов, трудно доказать и подтвердить реальный возраст такого беженца. Самая главная проблема — расселение и язык. Ежедневно несколько тысяч ночует на улицах Парижа. Государство строит специальное социальное  жилье, дома дневного пребывания, пункты  для мытья, выдачи одежды и медицинской помощи, но этого не всегда достаточно. Продуктовые магазины и рестораны остатки еды и списанные товары отдают нуждающимся, поэтому в Париже практически  невозможно остаться голодным.

Мэрия Парижа
Сесиль Минэ, руководитель отдела интеграции беженцев в мэрии Парижа

По статистике только 30%  приезжающих получает официальный статус и набор прав и возможностей. Те, кто не смог получить статус не депортируются, а продолжают выживать, но официально не числятся на территории Франции, фактически становясь «невидимыми» с юридической точки зрения. В политическом дискурсе часто используется фраза «интеграция мигрантов», но в общественном понимании она не допустима, возможна только инклюзия! Важным аспектом является запрет этнической статистики во Франции, поэтому любая информация с выкладкой по национальностям, отсутствует.

Система в целом построена так, что в Париже работает более 70 тысяч  некоммерческих организаций, где 80% сотрудников работают волонтерами. Именно эти организации помогают мигрантам и беженцам помимо решения основных социальных проблем для других целевых групп. Волонтерство во Франции в крови с детства, люди стремятся быть полезным обществу! Ярким подтверждением этому стал пример о готовности более 12 тысяч французских семей разделить жилье с мигрантами. Такую инициативу реализовала ассоциация  Singa, разработав интернет-платформу, где жители Франции, готовые размещать у себя беженцев, оставляли заявки, а нуждающиеся находили себе дом. Безусловно, такие явления происходят исключительно в рамках закона, на основе юридического договора между двумя заинтересованными сторонами и под четким контролем ассоциации, поэтому случаи с негативным опытом быстро разрешаются.

Встреча в мэрии Парижа

Для молодежи в возрасте от 16 до 25 лет есть так называемый «гражданский сервис», когда молодой человек  может работать в государственной структуре или организации, получать определенный практический опыт и государство за это будет выплачивать небольшую заработную плату. Часто такие люди работают с мигрантами. На пример, в библиотеке имени Франсуазы Саган, организованы курсы французского языка, которые проводят молодые люди, работающие в рамках «гражданского сервиса». В то же время, мигранту или беженцу при подаче  резюме на работу необходимо предоставить мотивационное письмо, что порой является ключевым барьером.

Библиотека Франсуазы Саган
Библиотека Франсуазы Саган

Классической библиотеке приходится подстраиваться под новые запросы общества, а международная ассоциация «Библиотека без границ», которая работает в 48 странах и охватывает более 6 миллионов человек видит своей миссией  донести знания до тех, кому они не доступны. Мировая статистика гласит, что в среднем, если человек попадает в обойму лагерей беженцев, то проводит там 17 лет. Мобильные библиотечные комплексы открываются в разных точках мира и дают людям не только доступ к книгам, но и юридической и психологической помощи, интернету, такой доступ основан на принципах цифровой инклюзии.

Библиотека Франсуазы Саган

Во Франции в 2012 году был создан Национальный музей истории иммиграции, который прежде всего ориентирован не для работы с мигрантами, а для просвещения местного населения по вопросам миграции. По статистике каждый четвертый во Франции имеет дедушку или бабушку мигранта, но не все это помнят и признают. Миссия музея — рассказывать об истории миграционных процессов, а также  подготовить педагогов для работы в школе. За год музей обучает более 2000 учителей для работы в образовательных учреждениях по вопросам миграции. На базе музея ежегодно вручается книжная премия за лучший роман на миграционную тему.

Музей истории иммиграции

Встреча с ассоциацией Ticket d’Dntree раскрыла особенности посещения музеев и театров неграмотными (не умеют читать, писать) мигрантами. Сотрудники ассоциации готовят программы подготовки, объясняющие как и зачем посещать музей. В понимании многих мигрантов Лувр — это станция метро и про музей они никогда не слышали, а придя туда спрашивают, зачем вы показываете нам поломанную (без рук) женщину и фотографии (картины)? Такие походы бесплатны и поддерживаются министерством культуры и городом! Организации культуры часто выделяют квоты на льготное посещение мигрантами выставок, концертов, спектаклей, но некоторые площадки (например, Опера) отказываются от этого. Главная миссия — показать мигрантам, что Париж — это также и ваш город, а Лувр-это также и ваш музей!

Встреча с ассоциаций Ticket D’Entree
Лувр

Необычные исследования на тему миграций проводит ассоциация Echelle Inconnu, базирующаяся в Руане. Руководитель этой организации — Стани Камбо (архитектор, режиссер) считает, что политики, урбанисты, чиновники, архитекторы видят город, как карту или кадастр и не учитывают человеческие и творческие дискурсы, которые проходят там. Если у беженца нет собственности он как бы за рамками города, вне карты, но фактически существует в реалиях города.

Сегодня мода насаждает образ успешного кочевого стиля жизни для молодого поколения — мир, твоя игровая площадка, проснись в Нью-Йорке, засни в Сиднее — гласит реклама. При этом, «кочевые» трудовые мигранты всячески отвергаются. Одновременно  существуют две модели города — чтобы освободить место нужно выселять (поселения беженцев и цыган сносят бульдозером), но чтобы строить и расширять город нужно привозить людей (трудовых мигрантов). Парадокс в том, что Франция зачастую тратит огромные деньги на снос лачуг и поселений, но не использует эти ресурсы на помощь людям.

Стани Камбо, г. Руан

Еще один исследователь — Себастьен Тьери, представляющий центр исследования городских ресурсов Perou, заставил задуматься о том, как важно предпринимать попытки не просто дать людям жилье, а вписать в контекст города, помочь создавать социальные и культурные связи.

Любой город имеет историю, которую, в том числе, создавали за счет миграционных потоков. В истории стоит искать вдохновение для выстраивания города будущего, посмотреть на миграцию, как базу для развития территории.

Себастьен Тьери, центр исследования городских ресурсов

Конкретные практические кейсы всегда вдохновляют больше, чем просто исследования и теория. С 2012 года в Париже существуют мастерские для художников в изгнании, членами которых являются почти 200 творческих личностей.  Эта ассоциация предлагает помещения, материалы, инструменты, юридическую и языковую помощь творческим мигрантам — художникам, певцам, танцорам, актерам, стендаперам, киносоздателям. Там у них есть возможность творить, репетировать, проводить концерты. В творчестве происходит реабилитация от страхов войны, ужаса потерь. Директор ассоциации — Жудит Деполь — отметила, что часто женщинам из восточных стран — Франция это шанс к свободе и выходу из под гнета мужчин, а мужчинам сложнее, им трудно перестроится и понять, что женщиной во Франции нельзя командовать!

Успешный нетривиальный пример вовлечениях мигрантов на базе их профессионального опыта — фабрика кочевников, чья цель дать возможность мигрантам с опытом не менее десяти лет в декоративном искусстве и ремеслах, не потерять навыки и скатиться до низкоквалифицированной трудовой силы, а вписаться в экономику этой сферы. Часто, люди, имеющие профессию, направляются на работу, не требующую особых знаний, они деградируют, теряют самооценку, им стыдно перед своими детьми. Фабрика предоставляет возможность учиться и создавать произведения из дерева, стекла, глины, металла, тканей, шерсти. Мигрант работает в паре с известными французскими дизайнерами-волонтерами, совместно они создают новый продукт двух культур, устраивают выставки, продают. Отдельным направлением является  проведение творческих мастер-классов для французов. Директор ассоциации — Инес Месмар -видит в мигрантах не бремя, но и полезный ресурс для страны. Ярким примером стала одна из участниц фабрики — стеклодув из Алжира, которая заняла первое место в конкурсе ремесел от мэрии Парижа!

Еще одна ассоциация Join hands вовлекает приезжих мигрантов во французскую жизнь через занятия спортом. Они проводят спортивные занятия и матчи, где большая часть мигранты. Играя в футбол в команде, человек отвлекается от бед войны, одиночества, чувствует единение и вкус победы и находит новые смыслы, чтобы начать жизнь с чистого листа!

Ассоциация Join Hands

Ассоциация Good Chance Theatre видит в искусстве танца, театра и акробатике мощную силу объединения людей. Группа волонтеров устанавливают огромный шатер в неблагоприятных районах, где много беженцев и мигрантов и зовут их участвовать в постановках и тренировках. Участники говорят, что там они заново рождаются в хорошем смысле, а на улице в плохом смысле.

Ассоциация Good Chance Theater

Мэрию одного из таких городков, который густо заселен мигрантами, участники стажировки посетили в Клиши-Су-Буа, где заместитель мэра и представители ассоциации Asti делились опытом расселения и обучения мигрантов.  В этом месте проводится активная реновация жилого фонда по государственной программе. Жилью, построенное в 1960-х годах считается ветхим, аварийным и не пригодным для жилья. Высотки и дома, похожие на хрущевки, в которых в России живет большая часть граждан, сносятся. Иногда в трехкомнатной квартире проживает до 17 человек мигрантов, но когда жилье сносят, всем обязаны предоставить новое.

Мэрия Клиши-Су-Буа
Встреча в мэрии Клиши-Су-Буа

Исследовав тему мигрантов и беженцев во Франции, перед глазами сложилась очень сложная картина. Стало ясно, что невозможно воспринимать этот процесс однозначно. История каждого приехавшего индивидуальна. Кто-то во взрослом возрасте, не умея писать и читать, приезжает в Европу и хочет закрепиться там, другие, имея высшее образование и хорошую работу, бежали от войны и стали заложниками ситуации в чуждой стране, где у них нет ни языка, ни работы, ни жилья, ни социальных связей. Любому трудно начинать жизнь с чистого листа.

Иногда складывается ощущение, что мигранты имеют большие привилегии и льготы, чем жители Франции, особенно в посещении культурных институций и получении жилья. Это, конечно, вызывает противоречивые настроения, но жизнь идет вперед , а местным жителям нужно выстраивать контакты и с приезжими. Есть мнение, что мультикультурализм носит конфликтный характер, а интеркультурализм способствует взаимопониманию и проникновению культур. Франция никогда не будет прежней, но сможет ли она обратить угрозы в возможности и создать инклюзивное общество — большой вопрос?!

Наталья Козловская, сотрудник музея
Поделиться: